Роза Рымбаева, став символом советской эстрады, органично смотрится и в современном музыкальном мире: любит слушать Ивана Дорна и Ёлку, находится в прекрасной вокальной форме, ездит с гастролями по всему миру…
О том, как изменилась эстрада за последние 40 лет, почему певица не хочет уезжать из Казахстана и как ей удаётся не обращать внимания на плохие дороги – Роза Рымбаева рассказала омским журналистам на пресс-конференции после концерта.
Пение как спорт
- Роза Куанышевна, почему вы с таким потрясающим диапазоном голоса так и не уехали из Казахстана? Можно ведь было без особых проблем сделать вокальную карьеру в любой точке земного шара.
- Да вы что, какая там заграница, никогда в жизни! Даже живя в элитном доме в центре Алматы, я скучаю по своей деревне, по своему аулу. Мне часто хочется закрыть уши, чтобы не слышать того, что происходит вокруг, и уехать туда, где тишина и природа. Зачем мне заграница? Это не моё. Я казашка, я родилась в Казахстане, там моя природа, там моя еда, там мои кони пасутся, и там я себя чувствую человеком в своей среде. Да, конечно, я часто гастролирую по загранице, но моё место – на моей земле. Пусть даже люди за границей живут в сто раз лучше, чем мы.
- То есть окружающая действительность в виде тех же плохих дорог вас не смущает?
- Да ладно вам, в Казахстане такие же дороги. И каждую весну у нас такие же, как у вас, проблемы: дороги размытые, разбитые, все только об этом говорят, скандалят, жалуются… Я вот, например, автомобилист, и тоже страдаю. Если люди думают, что артисты ничем не интересуются, живут только своей звёздной жизнью и видят мир только со сцены, могу сказать: ничего подобного. Я езжу по тем же дорогам, что и другие люди, и моя машина на них тоже ломается. Вот после концерта в Омске нам тоже достанется – поедем 8 часов до Астаны. Будем терпеть и улыбаться.
Зачем мне заграница? Это не моё. Я казашка, я родилась в Казахстане, там моя природа, там моя еда, там мои кони пасутся, и там я себя чувствую человеком в своей среде.
- Если не смотреть на омские дороги, о которых говорит вся Россия, на что вы ещё в городе обратили внимание? Мы тут к 300-летию активно готовимся…
- Когда я приезжаю с концертом в Россию, то мне почему-то всегда хотят всю Россию целиком показать. Да, это гостеприимство, но когда же мне тогда петь и к концерту готовиться? (смеётся) Вот и в Омске мне устроили различные встречи, провели экскурсии… Подали такой лимузин, что мне даже было как-то неудобно на такой машине ездить. Я не строю из себя суперзвезду – я обыкновенная женщина, которая поёт. Если честно, мне вся эта внешняя атрибутика не нужна, я человек скромных потребностей. К тому же очень эмоциональный, на всё реагирую, трачу на эмоции много энергии, быстро горю и сгораю. Поэтому люблю концентрироваться только на концерте. И мне не важно, где я пою: в России, Казахстане или Китае – для меня это всегда огромная ответственность и большая нагрузка – особенно в моём возрасте. Люблю после перелётов и переездов пару часов отдохнуть в гостинице, а потом иду репетировать. Что касается Омска, это хороший старинный город. Мне очень нравятся старые отреставрированные здания, с современной архитектурой ни в какое сравнение не идут.
- Вот вы сказали про возраст. Согласны с тем, что после 40 лет жизнь только начинается?
- Я только 40 лет пропела на сцене! Я ведь уже на пенсии. И хочу сказать, что 40 лет – тот самый пик, когда человек совершенствуется во всём. Если он артист, то к этому возрасту будет иметь огромный творческий и жизненный опыт. Возраст от 35 до 55 лет – самый яркий, когда можно творить. Я это, правда, уже прошла (смеётся)… 40 лет на сцене – большой срок, но я этого не ощущаю. Я чувствую себя молодой, работаю над собой, над своим голосом, репертуаром. И ответственности всё больше. Чем больше лет ты на сцене, тем выше ответственность. Потому что теперь люди смотрят не на начинающую певицу, а на взрослого человека, у которого есть свои принципиальные взгляды на сегодняшнюю жизнь. При этом я по-прежнему волнуюсь, когда выхожу на сцену. Это ведь всё-таки настолько непредсказуемо, и нужно быть ко всему готовой.
- Что касается вокального «стажа» в 40 лет – работать с голосом приходится также тщательно, чтобы поддерживать его в форме?
- Конечно, голос ведь самый тонкий инструмент, который есть у человека, его нужно постоянно тренировать точно так же, как спортсмены качают мышцы. Пение – это тоже своеобразный спорт. Чтобы голос звучал, нужно держать его в форме. У меня постоянно в голове крутится музыка, я представляю, как беру ту или иную ноту, думаю, на каком слове надо поставить акцент. Музыка – это такой вирус, который если в тебя попал, то всю жизнь с ним живёшь.
Ёлка, Айова и Дорн
- Есть такое выражение: «проснуться знаменитым». Вы помните, когда вы проснулись знаменитой?
- Я стала известна на весь огромный Советский Союз благодаря Центральному телевидению. Тогда были различные конкурсы, на которых молодые исполнители становились лауреатами, после чего их узнавала вся страна. Вдруг ни с того ни с сего звездой никто не становился. Если в человеке есть талант, он обязательно пробьёт себе место в этой жизни и на сцене.
- Современных артистов вы талантливыми считаете?
- В таком музыкальном многообразии вам самой сложно или легко отыскать музыкальный материал для своего репертуара?
- Тяжело, потому что не все композиторы сегодня могут соответствовать моим требованиям. Песни должны подходить под мой характер, диапазон и понимание музыки. Говорят, что сейчас можно в Интернете заказать себе любую песню, я этого не понимаю. Понимаю, когда материал пишется под конкретного человека, учитывая его темперамент и манеру исполнения – так было в СССР. К выбору песен я подхожу очень тщательно, не люблю сильных экспериментов, не подстраиваюсь под современные течения.
- Свою главную песню вы спели или нет? И есть ли вообще у музыкантов самая главная песня?
- Их много, это те песни, которыми мне хочется делиться с публикой. Каждая песня – кусочек твоей души, твои переживания. Это и счастье, и горе, и радость. Но я не могу сказать, что вот эта песня главная, а эта нет – каждая из них чем-то мне дорога. Но, надеюсь, что у меня в будущем ещё ждут хорошие песни.
- Вы признаны по всему миру, но другим казахским исполнителям очень сложно пробиться на международный уровень. Как вы думаете, чего им не хватает?
- Дело в песнях, уровне исполнителей и том, какую задачу они себе ставят. Много молодёжи сейчас поют в основном под фонограмму. Но фонограммное пение - это вообще не пение, а обман зрителей и себя. Артист сам верит в этот обман и думает, что так и будет продолжаться всегда. Ничего подобного, его послушают какое-то время и отвернутся. Другие музыканты очень стремятся подражать Западу, а когда их просишь спеть простую казахскую песню – не могут. Потому что с головой уходят в западную манеру исполнения.
- Могут ли сейчас лирические песни в той манере исполнения, которая есть у вас, стать хорошим коммерческим проектом?
- Дело в убедительности исполнителя. Если вы помните, у Клавдии Шульженко не было большого голоса, у Утёсова тоже, у Марка Бернеса тем более. А сколько лет их песни уже поются и слушаются? Подобные композиции могут иметь успех и сейчас, просто наше телевидение увлекается другой музыкой, лирические песни на ТВ не показывают.
- Дети у вас тоже музыканты, вы их никогда не отговаривали от этого занятия?
- Отговаривала! Мы так мечтали с мужем отдать старшего сына в математическую школу, надо же о будущем думать, не всем же на сцене петь и плясать. Так сын категорически заявил, что никакой математики, и в итоге его пришлось отдать в музыкальную школу. Он окончил её с красным дипломом пианиста, потом окончил нашу академию искусств, сейчас он композитор и музыкант, который у нас в Казахстане очень популярен. И не потому, что он сын Розы Рымбаевой, а потому что профессионал своего дела. Младший сын тоже в математики идти не захотел, сейчас он ученик 10 класса, хочет стать аранжировщиком.
- Вы своих детей критикуете в музыкальном плане?
- Да, потому что я должна оценивать их не только как мама, ведь для любой мамы её дети самые красивые и талантливые. Но самый главный критик – это публика, которая смотрит на моих сыновей, и они должны быть не хуже, а лучше меня, потому что это дети из музыкальной семьи. Если они что-нибудь сделают не так, то со всех сторон раздастся, что вот, дескать, их мама везде проталкивает…
- Кстати, что касается публики, к вам обычные люди с необычными просьбами обращаются?
- Просят помочь деньгами, очень много аферистов при этом попадается. Ещё иногда просят помочь найти работу. Ну я же не министр труда, в конце концов. Если я известный человек, это не значит, что я могу запросто всем найти работу. Часто обращаются молодые композиторы и предлагают свой материал, считая, что если я исполню их песню, то они сразу станут знаменитыми.
Закон счастья
- С таким ритмом жизни у вас получается отдыхать?
- Знаете, меня даже бесплатно умоляют приехать куда-нибудь на отдых… Чтобы потом всему миру поведать через Инстаграм, что, дескать, у нас отдыхает Роза Рымбаева. Таких предложений много. Я же люблю отдыхать с детьми, ездить с ними на моря, на озера. Вот хочется в Сингапур отправиться путешествовать, чтобы посмотреть эту сказочную страну. Ещё я слышала о том, что вроде как в Норвегии, есть такой вид туризма, когда люди приезжают смотреть на китов. Вот на китов я бы с удовольствием посмотрела.
- Вы считаете себя счастливой женщиной?
- Да. Главное счастье для женщины, когда она находит себя в этой жизни. Занимается любимым делом, у неё есть семья, её дети живы и здоровы. Это простое человеческое счастье. Я счастлива и в работе, счастлива, когда дети радуют меня хорошими оценками, и вообще, счастье, что я их родила и они у меня есть. Если рядом есть любимый человек – это тоже счастье для женщины. Хотя, честно говоря, нет какого-то общего закона счастья. Но в гармонии с собой и окружающим миром жить всё-таки необходимо.
- Наглость – второе счастье, если речь идёт о сцене?
- Я бы сказала, что удача важнее. Вспомните Юрия Никулина, которого ни в один театральный вуз брать не хотели, говорили, что с таким лицом он может идти куда угодно, но только не на сцену. А он ведь гениальный актёр, просто ему не повезло при поступлении, но он смог пробиться, потому что по-настоящему талантлив. Я уверена, что настоящий талант никогда не пропадёт.
У меня никогда не было цели завоевать Россию. Если меня зовут – приезжаю и выступаю, нет – пою в Казахстане, где мне очень комфортно.
- Вам ваша слава в жизни помогала или мешала?
- Никогда нельзя пользоваться своей известностью. Если меня люди сами узнают и идут навстречу - это приятно, но я никогда не хожу и пинком не открываю двери. Это некрасиво. Мы все равны перед законом и перед общепринятыми нормами. Ещё у меня никогда не было цели завоевать Россию. Если меня зовут – приезжаю и выступаю, нет – пою в Казахстане, где мне очень комфортно. Нас немного таких исполнителей осталось, которые объединяют советскую школу и современность. Этим мы отличаемся и, быть может, этим и интересны. Нужно быть гибкими, не застревать в прошлом, хотя, по сути, мы – люди из прошлого века. Поэтому лично я хочу соответствовать требованиям слушателей, не отставать от жизни и даже опережать её, работать над репертуаром и всегда быть в авангарде.