Примерное время чтения: 7 минут
304

Душеспасительная поэзия, или Почему русская литература непобедима

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске 27/04/2011

- В стихах заключена сила не душещипательная, а душеспасительная, - считает омский поэт Юрий Перминов. - И если вдруг русские люди перестанут читать, то перестанут и существовать как нация.

Литература для этого человека - та самая жизнь, ради которой можно отказаться от многих земных благ. На сегодняшний день Юрий Перминов является самым публикуемым омским поэтом. А недавно наш земляк получил международную литературную премию «Югра» в номинации «Поэзия» за сборник стихов «Свет из маминого окна».

Кто сейчас пишет в России стихи? Можно ли на этом заработать и как издать собственную книгу? Об этом в интервью «АиФ в Омске» рассказал Юрий Перминов.

Коммерческая макулатура

- Юрий Петрович, подобные конкурсы - подтверждение тому, что таланты в стране есть, но о них почему-то никто ничего не знает.

- Как любит говорить мой друг, поэт из Перми Игорь Тюленев, в одном поколении не может быть больше десяти настоящих поэтов. Я временными рамками талант не измеряю. Но могу сказать, что корневая любовь к поэтическому слову не исчезла. Вся русская литература из этого вышла, следовательно, поэзия непобедима. Просто интерес к ней не так ярко выражен, как раньше. Возьмите, к примеру, популярные сайты в Интернете, где люди выкладывают свои произведения. Их можно назвать графоманами, но они верны поэтическому слову. И у этих сайтов десятки тысяч просмотров пользователей ежедневно! Это ли не показатель, что интерес к литературе остался?! Уверяю вас, что в каждом городе или областном центре России есть талантливые поэты. Но читателям из других городов они чаще всего неизвестны. Авторы не видят своих читателей, а читатели не имеют возможности общаться с авторами. Круг замкнулся.

- Но ведь многие хорошие авторы из-за невозможности издаваться продолжают писать «в стол»…

- Именно по этой причине литературный процесс, в частности поэзия, перемещается в журнальную периодику. Денег за то, чтобы твои стихи опубликовали, платить не нужно, а главный критерий отбора - выбор редактора. Другая проблема в том, что издать книгу при наличии средств сейчас может любой человек. Любым тиражом. Хотя конечный продукт вряд ли станет достоянием общественности.

- Издательства совсем перестали платить авторам гонорар за издание рукописи?

- Что касается поэтических книг, то рукописи покупаются редко. Моя первая книга вышла ещё в 1990 году в СССР. Тогда за неё даже довольно приличный гонорар заплатили. А сейчас идёт ориентир на выпуск коммерчески успешных книг. Для меня это словосочетание вообще является диким. Коммерческой может быть макулатура, а не литература. В основном книги сегодня издаются на спонсорские деньги или в рамках целевых бюджетных программ. Например, у нас в Омске уже пятый год министерство культуры финансирует издание книжной серии «Библиотека омской лирики».

- Но если книгу стихов поэту выпустить удалось, то вот получить с этого прибыль, наверное, невозможно.

- Есть такое выражение, что стихи поэта не кормят, а только поят, и то не всегда. Сейчас стихи поэта уже и не поят. Есть гонорары за журнальные публикации, но поэзия никогда не существовала ради заработка.

О рифмованных опусах

- Расскажите, как вы стали поэтом? С детского сада классику начали читать?

- Я не был вундеркиндом, читать и писать научился в первом классе. Дома у родителей стоял большой книжный шкаф с произведениями Есенина, Пушкина, Блока… Я начал читать стихи классиков, хотя совершенно не понимал их смысла. Но красотой, ритмикой и таинственностью стихотворений был заворожён. В 1978 году я пришёл в только что открывшееся литературное объединение в Доме Союзов. Мне было 17 лет, но я уже считал себя состоявшимся поэтом - за плечами была первая публикация в газете. А в Союз писателей России меня приняли в 1994 году.

- Сложно попасть в Союз писателей России?

- В прямом смысле слова попасть в Омское отделение СП вы не сможете по той причине, что у нас нет своего здания. Там, где оно было раньше, сейчас находится приёмная президента Дмитрия Медведева. Поэтому мы уже пять лет ютимся в музее им. Достоевского, который выделяет площадь для наших мероприятий. Вообще в отделении 54 человека. И это в два раза больше, чем было в начале 1990-х годов. Раньше условия приёма были намного жёстче - две опубликованных книги, рекомендации маститых писателей. Куда сложнее обстояли дела и с изданием книги, которая проходила обсуждение на семинарах, затем начиналась работа с редактором, рукопись отправлялась на перекрёстное рецензирование стихов поэта литераторами из других городов. Сейчас всё несколько проще.

- Какие темы привлекают современных авторов?

- Тема для всех одна - жизнь во всех её проявлениях. Философское осмысление сущего, люди, которые тебя окружают, любовь… Я считаю, что истинная поэзия обращена к небесам. Она добрая и светлая.

- Но в книжных магазинах доброй и светлой поэзии почему-то крайне мало.

- Ну нельзя же считать современной поэзией рифмованные опусы Никиты Джигурды. Хорошо помню 80-е годы прошлого века, когда я еженедельно обходил книжные магазины Омска и возвращался домой с целой сумкой поэтических новинок. И через неделю этих книг уже не купишь - разбирали всё мгновенно. Сейчас этого нет.

- Юрий Петрович, вы 17 лет проработали журналистом, редактором газеты «Омское время». А недавно бросили всё это.

- Журналистика помогала смотреть на мир таким, какой он есть. Не из окна квартиры или офиса. За это я ей благодарен. Но она занимала слишком много времени и энергии, которую можно было бы потратить на стихи. Журналистика, тем более такого направления, высасывала положительные эмоции. Я устал от газет. Я пришёл в «Омское время» на порыве, после известных событий 1993 года. До этого не было ни единой мысли о том, что буду работать в этой сфере. А потом затянуло на 16 лет. С недавнего времени являюсь главным редактором литературно-художественного историко-культурологического альманаха «Тобольск и вся Сибирь», который издаёт благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Книги альманаха посвящёны сибирским городам и не только, он скрепляет воедино разрозненное в последнее время культурное сибирское пространство. Благодаря председателю фонда Елфимову мне удалось воплотить в жизнь красивый проект - антологию сибирской поэзии «Слово о Матери» где собраны стихи, посвящённые матери. Во всех смыслах слова: будь то женщина или Родина-мать. Думаю, всё это сейчас куда важнее…

Досье

Юрий ПЕРМИНОВ, поэт, член Союза писателей России. Родился в 1961 году в Омске. Автор многих поэтических книг и публикаций в журнальной периодике. Лауреат конкурса-премии «Точка на карте по имени Омск». В 2011 году стал лауреатом международной литературной премии «Югра».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах