36

В. Лапухин: "Театр как завод по производству качественного духовного "продукта"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. "АиФ на Мурмане" 18/11/2009

Омские инженеры разработали для академического театра драмы проект пристройки, где разместится третья сцена театра. Если бы не кризис, строительство могло начаться уже сегодня.

Пока с левой стороны от главного фасада, где располагается служебный вход, заметен лишь недострой: городские бизнесмены надеялись разместить здесь развлекательный центр.

"В институте "Омскгражданпроект" создана рабочая группа по проектированию этого участка. Губернатор области дал указания региональным министерствам культуры и имущественных отношений вернуться к рассмотрению вопроса пристройки в 2010 году. Но мы понимаем, что к этому времени кризис не закончится и работы скорее всего будут отложены до более стабильной экономической ситуации", - говорит директор Омского академического театра драмы Виктор ЛАПУХИН.

Третья сцена, предполагающая те же размеры, что и основная, могла бы стать не только свободной репетиционной площадкой, которой сегодня не хватает театру, но и дала бы отличную возможность для развития экспериментального творчества молодых артистов и режиссёров.

- Театр - это большой творческий комбинат, настоящее производство. Вы спросите, что оно производит? Основной наш "продукт" - духовный, т. е. спектакли. И чтобы его "сделать", или, как сейчас модно говорить, "оказать услугу" потребителю, необходимо много слагаемых - режиссёр, артист, декорации, музыка, свет, костюмы. В театре свой цех по металлу, столярный цех, бутафорский, декоративный. Поэтому неудивительно, что той площади, которая есть сегодня, нам уже не хватает, - считает Виктор Лапухин.

Все "любовники" уже выросли

За те восемь лет, которые Виктор Прокопьевич руководит омской драмой, она не только сохранила статус самого знаменитого театра провинции с сильной труппой и крепкими традициями, но и получила признание за рубежом, а также увеличила число "Золотых масок" на две награды. Отметив на днях свой юбилей, Виктор Прокопьевич снова повторяет: директор - не должность, а профессия, которой ты либо владеешь, либо нет.

- Вспомните свой первый год в омском театре. Какие вопросы приходилось решать?

- Когда я пришёл в театр драмы, свой пост только что оставил известный в стране руководитель, лучший, как его часто называют, менеджер театрального дела в России - Борис Мездрич. Ушёл режиссёр Владимир Петров. Уехали ведущие артисты, на которых строился репертуар. Кто такой Виктор Лапухин? Непонятно. А я перед этим отработал 10 лет директором казахстанского театра, потом 15 лет руководил управлением культуры. И я благодарен той земле, которой отдал много лет и которая сделала меня таким, какой я сегодня есть. Да, первый мой год в драме был трудным. В отсутствии главного режиссёра творческий коллектив просто спас положение. Он тогда меня очень поддержал, и нам за месяц удалось восстановить все спектакли. Мы объехали Европу, пять лет подряд участвовали в фестивале "Золотая маска", получили ещё две награды. Несколько лет плодотворно работали с режиссёром Евгением Марчелли. Сейчас в театр пришёл новый главный режиссёр Георгий Цхвирава, на которого мы возлагаем большие надежды.

- Цхвирава почти полгода занимает этот пост. Можно уже говорить о каких-то результатах его работы внутри театра, исключая новый спектакль, который омичам ещё предстоит увидеть?

- Новый 136 сезон мы спланировали вместе с ним. Он снова пригласил в театр знаменитого театрального художника из Питера Эмиля Капелюша, пригласил Александра Кузина, известного театрального режиссёра, профессора Ярославского театрального института. Из нашего репертуара ушёл спектакль "Волки и овцы", который жил больше 10 лет. Кузин будет ставить пьесу Островского "На всякого мудреца довольно простоты". В числе новых контактов театра, которые развились благодаря деятельности Цхвиравы, - режиссёр Анджей Бубень, ныне главреж в Санкт-Петербургском театре сатиры на Васильевском острове. Под его руководством этот театр стал одним из ведущих в Питере. Вместе с Бубнем в Омске будет работать художник из Польши.

- Планируются ли изменения в труппе драмы?

- Пока нет. Мы договорились с Георгием Зурабовичем: после года работы будет ясно, кто останется, а кто уйдёт. Это никак не коснётся наших ведущих артистов и актёров среднего поколения. Труппе нужны молодые, нужен герой-любовник. Те, кто были на этих ролях, уже выросли.

Голосуют рублём

- Ваши близкие и друзья, не связанные с театром, интересуются тем, что происходит в драме? На премьеры приходят?

- Конечно, и я всегда спрашиваю их мнение. И если на мой вопрос, пойдёте ли вы на этот спектакль второй раз, они говорят "нет" или вовсе замялись с ответом, это для меня весомый показатель. Значит, будем дальше проверять на публике. А это легко: как только зритель перестал голосовать рублём, надо думать, что с этим спектаклем делать. Так, к примеру, в конце прошлого сезона вместе с долгожителем - постановкой "Волки и овцы" - ушёл из репертуара ещё совсем молодой спектакль "Турандот".

- Омская драма - одна из самых известных в стране, знакомая европейской публике. Что ещё не сделал директор для своего театра?

- Многое не сделано, - да и проблемы в театре не заканчиваются никогда. В нынешнее кризисное время меня как руководителя волнуют вопросы экономики, вопросы дополнительных источников дохода. С одной стороны, я знаю, что региональная власть, даже понимая общие приоритеты, не доведёт до крайней ситуации культуру области. Но я понимаю также, что не может быть одного абсолютно счастливого театра в регионе или стране, когда на дворе кризис и всем тяжело. Поэтому необходимо искать дополнительный источник дохода, чтобы возместить то, чего не может дать бюджет.

Смотря какая "колбаса"

- На что направляет театр эти дополнительные доходы?

- То, что зарабатываем мы сами, направляется на новые постановки. Бюджет на эту статью выделяет столько, сколько может, однако этого недостаточно. Одним словом, дополнительные средства предназначены для развития творческого потенциала театра. И чем больше будет денег, тем лучше. Только надо понимать, на чём стоит зарабатывать, а на чём - нет. Недавно мы запретили размещение большого билборда в центре - рекламу ночного шоу на радио на фоне нашего здания. За этот запрет мы вынуждены были заплатить деньги, потому что не хотим, чтобы академический театр драмы - бренд региона, если хотите, российский бренд - появлялся, например, на дешёвой колбасе.

- То есть, условно говоря, на дорогую и вкусную колбасу вы бы согласились?

- Наше право выбирать, кому разрешать использование этой торговой марки, а кому - запрещать. Если речь идёт о сотрудничестве с другим достойным брендом, так же известным в регионе и в России, то почему бы и нет?

- Театру уже поступали подобные предложения?

- Да и, возможно, какие-то из них будут реализованы уже в следующем году. Кроме того, мы продолжим поиск спонсоров. Есть хорошая идея спонсировать не театр в целом, а конкретные спектакли. Такая практика давно существует и во МХАТе, и в театре Вахтангова, и в ведущих театрах Европы.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах