"Судьба этого 19-летнего хоккеиста - самая настоящая голливудская история. Без всякого преувеличения. Я некоторое время работал в Голливуде и знаю, что такое сумасшедшие мечты и к чему они порой приводят".
Эстонский режиссёр Ильмар Рааг жизнь Алексея Черепанова называет метафорой к древнегреческому мифу об Икаре, человеке, который слишком высоко взлетел к солнцу и погиб. История хоккеиста заинтересовала его необычайно, и потому на прошлой неделе режиссёр приехал в Омск. В его планах - художественный фильм о яркой судьбе человека, которому так никогда и не исполнится 20. За три дня, проведённых в нашем городе, Ильмар Рааг успел не только встретиться с друзьями и родственниками хоккеиста, но и рассказать "АиФ в Омске" о будущем фильме.
Не всё прекрасно в Голливуде
- Ильмар, вас всерьёз увлекла история Черепанова. Какого интереса в ней больше - личного или профессионального?
- И того, и другого. Новость о трагедии на хоккейном поле в прошлом октябре пришла и в Эстонию. Я читал об этом, но идея фильма возникла только спустя полгода. Однажды раздался звонок из Украины. Мой друг начал подробно рассказывать о Черепанове, и тогда я понял: да, эта история стоит того, чтобы снять о ней фильм. Я сам родился в провинции, на маленьком эстонском острове. И у меня тоже была мечта - добиться в жизни успеха. В этом универсальность истории, и в ней я узнаю себя.
- Судя по вашему фильму "Класс", который номинировали на "Оскар", взгляд на действительность у вас весьма жёсткий... Суровая правда жизни будет и в фильме о судьбе хоккеиста?
- Без острых моментов и конфликтов хорошее кино не снимешь. В том же Голливуде нет фильма, где всё прекрасно от начала до конца. Но я не начну съёмки, если будет вероятность, что это может кому-то навредить. Жестокость профессионального спорта покажем, но в остальном, я думаю, проблем не возникнет. Сценарий в первую очередь будет согласовываться с родителями Алексея. Пока я общался только с отцом.
- За три дня удалось собрать необходимую для сценария информацию?
- Знаете, эмоций сейчас больше, чем фактов, но для режиссёра важны эти эмоции. Если бы я приехал сюда как журналист, мне бы хватило коротких встреч, цитат, разговоров. Но у режиссёра другой принцип: я беру человека и начинаю с ним говорить - час, два, три... Только спустя время я слышу то, что нужно именно мне. Я общался с хоккеистами "Авангарда", с отцом, ходил в школу, где учился Лёша. Уверен, что после первой версии сценария приеду в Омск ещё раз.
- А на полгода приедете? Атмосферу Сибири прочувствовать?
- Почему бы и нет? Вполне реально. Я понял, что и здесь жить можно. Москва - это не вся Россия. К тому же мне надо заново учить русский язык, потому что я хоть и говорю на нём, но до конца свободно себя не чувствую.
Найти Ди Каприо
- Вы ходили на матч "Авангарда". Более близкое знакомство с хоккеем планируете - пообщаться с хоккейными пацанами, их юмором, привычками?..
- Я и сам готов играть в хоккей, чтобы понять, что происходит непосредственно на льду. И пусть я буду играть, скажем, "по-эстонски" и кататься по полю, как черепаха, всё равно буду чувствовать страсть событий. Один из моих любимых режиссёров Оливер Стоун как-то сказал, что футбол снимать тяжелее, чем войну. Посмотрев матч "Авангарда", я понял, как тяжело будет пойти туда с камерой.
- Кстати, а где будете искать актёра на роль самого Черепанова? Не в театральную же школу идти...
- Конечно, нужен парень не просто с характером, но чтобы и в хоккей умел играть. Это должен быть неизвестный молодой актёр. Возможно, найдём ещё одного Ди Каприо.
- Какой у вас сейчас сложился образ хоккеиста?
- Во-первых, все непременно вспоминают его необычную улыбку. Во-вторых, говорят о его целеустремлённости, ведь он много работал. А ещё мне нравится то, что Алексей не вёл себя как "звезда" и оставался скромным мальчиком.
- Снимать будете в Омске?
- Скорее всего, но о сроках говорить пока рано. Я не хочу делать глупого или фестивального фильма. Скоро я начну работу над сценарием, примерно через полгода будет готова первая версия. Через год, наверное, будет вариант сценария, который устроит всех, и ещё через два года можно будет начинать съёмки. В мире кино так и делается. К тому же у этой истории есть хороший потенциал, быстрота и дешёвая съёмка только испортят её.
- Но ведь фильм "Класс" вы сняли за 14 дней, и между тем его номинировали на "Оскар".
- В "Классе" другая история. Когда я учился в Америке, там как раз произошла печально знаменитая перестрелка в школе. Но что довело нормальных детей до этого, почему они взяли оружие и перестреляли своих одноклассников? Потом в Эстонии я нашёл 15 школьников и задал им этот же вопрос. И они начали рассказывать реальные истории из своей жизни. Месяц ушёл на репетиции, а сняли действительно за 14 дней. Но такого успеха в виде номинации на "Оскар" и международных призов на различных фестивалях мы не ожидали. А потом, после выхода фильма на экраны, я стал получать письма от школьников из Эстонии, России, которые писали: "Это фильм обо мне, меня тоже унижают в школе, что мне делать?" Но я не могу всем помочь, и это было страшное чувство.
- Именно из-за реальных историй вам так близок жанр документалистики?
- В реальных историях есть то, чего нет ни в одной выдумке. Нас в Америке и учили так: не пишите боевики и разные фантастические вещи, потому что вы не знаете, как это происходит на самом деле, вы придумываете все события. Для меня важно, что я это понял.
- Кстати, фильм будет на русском языке?
- Когда американцы пытаются играть русских, разговаривая при этом на английском, мне становится смешно. Снимать надо на русском, а вот если фильм выйдет на американский рынок, то да, нужен перевод - это мечта для любого фильма из России.
- Варианты названия уже есть?
- Пока только рабочее - "Звёздный мальчик".
- Однако Лёша не любил, когда его называли мальчиком.
- Но для болельщиков он так и останется навсегда звёздным мальчиком...
Досье
Ильмар Рааг - эстонский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер. Родился в 1968 году, окончил Тартуский университет, учился кинематографии в Париже и в университете Огайо. Работал директором Эстонского телевидения. Один из его фильмов - "Класс" - в 2007 году номинирован на "Оскар".