Команда шоу «Уральские пельмени» уже не раз приезжала в Омск на гастроли с разными концертными программами. Недавно несколько актёров творческого объединения впервые снялись в фильме – комедии «Везучий случай!» Капитан команды Андрей Рожков снова приехал в наш город, на этот раз - чтобы представить картину.
Но говорил он не только о съёмках, но и об озвучке мультфильма, почему «Пельмени» уже не те и зачем вся команда до сих пор живёт в Екатеринбурге. А также как спустя много лет всё-таки нашёлся сценарий, который устроил всех, Рожков рассказал корреспонденту omsk.aif.ru.
Марина Петрова, omsk.aif.ru: Вы долго выбирали сценарий и говорили, что люди ждут от вас лажи. Вам было важно, что сценарист – Жора Крыжовников («Горько!», «Самый лучший день»)?
Андрей Рожков: Все, кто ждал, обязательно дождётся: они найдут её в фильме. На самом деле, мне было не важно. Пару лет назад мы провели конкурс сценариев. Я лично прочитал около 150 заготовок, синопсисов разных фильмов и 50 уже готовых сценариев. Не нашёл там того, что мне интересно. Мы Жору хорошо знаем по другой линии, под другим именем, работали с ним на одном из проектов (в «Большой разнице» - прим. ред.). И я ему доверяю. По ходу подготовки сценария мы плотно общались, обсуждали, нарабатывали что-то, убирали вещи, которые нам казались неформатными. Поэтому числимся там как креативные продюсеры.
Все почему-то пытались написать сценарий под нас, под «Пельменей», под конкретных людей.
Но я бы сказал, что всё-таки юмор там больше от сценаристов. Потому что нет той плотности, как в наших программах. Это всё-таки кино: более плавное, размеренное, построенное на других драматургических ходах. Мы в этом не сильны, у нас своя короткая форма. Была идея сделать фильм на основе скетчей, но от неё отказались - это был бы очередной «самый лучший фильм».
Пять «Пельменей» в кадре – слишком много
- Чем этот сценарий отличался от остальных – тех, что вас не устраивали до этого?
- Все почему-то пытались написать сценарий под нас, под «Пельменей», под конкретных людей – Рожкова, Брекоткина, Мясникова. А Жора просто сделал интересную историю, в которую нас уже вставляли как актёров, а не как «Пельменей». Роли всех пяти персонажей, главных героев, по сути, должны были играть «Уральские пельмени». Но два человека отказались по разным причинам. Пять «пельменей» в кадре – наверное, было бы очень много.
- Вы впервые снимались в фильме. Понравилось?
- Очень. Я не знаю, увидели зрители, как я там кайфовал, или нет. Мы переживали, получится ли у нас. Последнее время кто-то постоянно предлагал снять нас в кино. Видимо, рассчитывали получить с этого большой куш.
На площадке была очень хорошая атмосфера. Нам повезло с актёрским ансамблем. Я всегда считал, что лучше комедийной актрисы, чем Олеся Железняк, нет. И мне дали её «в жёны». Она восхитила меня органичностью и глубиной. Миша Трухин – гениальнейший актёр, раньше я его недооценивал. Алексея Маклакова все знают. Просто физически смешной человек. То, что он делал в кадре, - это 5% от того, что он делал за ним. Постоянно веселил, развлекал нас. Из-за этого иногда было сложно собраться.
- Часто в российских комедиях встречаются, так скажем, сомнительные шутки, ниже пояса. В этом фильме вас всё устроило?
- Есть три момента, которые меня лично коробят. Но продюсеры убедили меня в том, что есть разный зритель. Сейчас так устроена публика, что ей нужно такие вещи подавать. Мы старались, сделали всё от нас зависящее, чтобы это всё-таки было семейное кино. Там есть пару слов литературных, но жёстких, хотя они проходят по формату 12+. А так кино очень позитивное, лёгкое. Надо просто расслабиться и получить удовольствие от происходящего на экране, от приключений и трюков. Я удивился, насколько всё было заморочено. Участвовала группа каскадёров, которая снималась во всей «борниаде», представляете? Работали в Голливуде, приехали к нам – наши ребята, российские. Трюкам они меня учили.
Есть постоянные зрители, которые нас любят и прощают многое, а есть те, кто изначально нас не принимал и до сих пор не принимает.
- Все сами выполняли?
- На 90% . Там, где стекло разбивалось в троллейбусе, конечно, не я. Но, тем не менее, из трёх дублей, три раза серьёзно поранился. Невозможно было без этого – нужно было проскочить в угольное ушко.
Надо уметь замечать
- Этот момент пришлось снимать дольше всего?
- К сожалению, самый долгий по съёмкам эпизод не вошёл в кино. Герои в центре Москвы, у них остались последние сто рублей, и они покупают шаурму на четверых. Снимали полсмены - восемь или девять часов, хотя эпизод небольшой, всего минуту длится. Просто меня смешили Маклаков и Трухин. Один с полным ртом шаурмы что-то бурчал, второй тоже добавлял мимо сценария. Мне уже режиссёр кричал: «Андрей, соберись!» А я не могу. Знаете, когда попала смешинка в глаза. Если после просмотра фильма вам кажется, что он недостаточно смешной, знайте, что за кадром остался очень весёлый момент.
- Вас ещё куда-то пригласили сниматься?
- Пока нет, ждём. Видимо, все режиссёры ждут, пока пройдёт кино. Если хорошо, наверное, посыплются предложения. Да и если плохо, тоже: «Давайте, мы-то вас нормально снимем, мы-то вас знаем».
- Действие фильма начинается в вашем родном Екатеринбурге. Это собирательный образ провинции?
- Да, скорее всего. Но я бы не назвал Екатеринбург провинцией. Я считаю, что это вторая столица России. Ну ладно, третья. Четвёртая - после Омска. Ваш город очень похож на наш, прямо как родной. И людьми, и улицами. Мы же понимаем, что за МКАДом люди живут по-другому. На разнице мироощущений и строится юмор. Пятеро друзей приезжают в Москву, и жизнь меняется в столичных реалиях.
- И сами вы тоже по-прежнему остаётесь в Екатеринбурге, почему?
- Я жил и работал в Москве пять лет, но не вижу там своего будущего. Когда представлял, как я выйду на пенсию, буду нянчить внуков, понимал, что это будет точно не в столице. А в Екатеринбурге запросто: сижу в своём доме в сосновом лесу, печка топится, собака бегает. Вся наша команда живёт там. Есть люди, которые остались в Москве, но они уже работают не с нами.
Средний сын три года назад сломал телевизор, я посчитал, что это знак, и унёс его на помойку.
- Поэтому у вас получается до сих пор оставаться на плаву?
- 25 лет в следующем году будет коллективу, представляете? Каждый раз у нас проходят авторские сборы, где пишем следующий концерт. Что-то ищем постоянно, рядом ходят на самом деле интересные и смешные люди. Надо просто уметь замечать и вовремя фиксировать. Много идей берём из жизненных ситуаций: в аптеке, в кинотеатре в очереди за билетами, в супермаркетах, на отдыхе. Везде подсматриваем, подглядываем, запоминаем и что-то додумываем. Я всегда наблюдаю за людьми: когда ехал в Омск, посмотрел за соседями по купэ. Поэтому я считаю, что у нас многое впереди.
До уровня Никулина
- Но всё равно находятся те, кто говорит, что «Пельмени» уже не те.
- Я им скажу: «Да, «Пельмени» уже не те». Другие, мы меняемся. Вот в кино снялись, а лет пять назад ещё и мечтать об этом не могли. У нас появляются новые актёры и актрисы. Стараемся что-то изменить, но не всё так просто и всем не угодишь. Есть постоянные зрители, которые нас любят и прощают многое, а есть те, кто изначально нас не принимал и до сих пор не принимает. Но почему-то всё равно пересматривают передачи. Наверное, такая психология у человека: надо побурчать, поворчать.
Я жил и работал в Москве пять лет, но не вижу там своего будущего.
- Какая у вас любимая комедия?
- Много любимых. Наверное, характерная, похожая на наше кино – «Приключения итальянцев в России». Нравится Миронов, как актёр юмористического плана, у него есть внутренняя глубина и харизма. Очень люблю фильмы с Никулиным, особенно где он играл драматические роли: «Когда деревья были большими», «Чучело». Я хотел бы когда-нибудь, может быть, дотянуться до такого уровня.
- Сейчас очень мало хороших российских комедий в отличие от советских времён. Всё больше начинают снимать кавээнщики, это исправит ситуацию?
- Я считаю, у кавээнщиков, к коим я себя тоже отношу, ещё долгая дорога. Мы только в самом начале пути. Наверное, кто-нибудь когда-нибудь спасёт ситуацию, а пока давайте будем надеяться на лучшее. Это я не пессимистично, а, наоборот, с оптимизмом говорю. Кавээнщики, наверное, смогут. Но должны в этом деле и профессионалы появляться, почему-то появляются, но очень редко.
- Кстати, сейчас и про КВН говорят, что он уже не тот.
- КВН кардинально меняется каждый сезон. Я помню, как пришёл в него в 1993 году. Мы тогда считали, что команды «Уральские дворники», ДПИ и ХАИ очень весёлые и интересные. Но и сами внесли, я надеюсь, что-то новое. Говорили, что появились «Пельмени» – новая струя. Потом Пятигорск, Питер, Владивосток – были такие яркие эпизоды. И они сейчас появляются.
80-90% юмористического телевизионного контента производят кавээнщики.
- Например?
- К сожалению, сейчас не смотрю КВН. Средний сын три года назад сломал телевизор, я посчитал, что это знак, и унёс его на помойку. Зато старший ребёнок читает книги взапой, средний начал только начал читать сказки. Младший, надеюсь, тоже будет. Если телевизора дома нет, то что ещё делать?
- Сами чем занимаете свободное время?
- У меня его нет – у меня трое пацанов. Мы ходим в кино, последний раз - на «Зверопой», очень понравился.
Автор, лось и дятел
- Появилось много направлений в юморе. Но КВН всё равно популярен, а его выпускники разлетаются по другим телеканалам и делают что-то своё. Это необходимая база такая?
- Да, так и есть. На самом деле ТНТ нам предлагает широкий спектр развлечений, но КВН продолжает оставаться серьёзной кузницей кадров, хоть его многие хают и говорят, что кавээнщики заполонили телеканалы. Но свято место пусто не бывает, значит там была пустота. 80-90% юмористического телевизионного контента производят кавээнщики. Хотя это уже не кавээнщики, а профессионалы высокого уровня. Через свои ошибки они пришли к пониманию, как всё должно быть, и результаты телевизионных рейтингов это подтверждают. Если человек десять лет играл в юмористической лиге, у него есть определённый опыт и навыки. Мы прошли через всё сами, нас никто не учил, мы ошибались много раз и правильные выводы делали.
- Ещё вы озвучиваете мультсериал «Бумажки», где вы озвучиваете все роли. Как вы туда попали?
- Меня уговорил мой хороший друг Вадим Воля, главный режиссёр этого прекрасного мультсериала. Озвучили уже более 75 серий. Это тоже очень тяжёлый труд. Одна серия озвучивается полтора-два часа. Мы начинаем с простейшего – голоса автора, затем озвучиваем размеренного лося, а потом самого сложного – дятла. На надрыве, под конец уже настолько слабые связки, что у меня вместо голоса только хрип. Тоже очень интересный опыт, особенно такой, когда в кадре три персонажа. Недавно Вадим позвонил мне и сказал: «Поздравляю тебя! На анимационном конкурсе в Китае наш мультсериал признан лучшим». Там он шёл с моим голосом и субтитрами.