Едва ли найдётся человек, который забудет своего директора школы. К этой личности отношение особое: его принято уважать и немного бояться.
Все 11 школьных лет учителя грозят нерадивым ученикам отвести за любую провинность "на ковёр" к директору. А вот некоторые дети этой встрече будут даже рады. К примеру, директор лицея N 149 как раз относится к такому разряду педагогов. Уже 18 лет Анна Слободина находит общий язык со школьниками всех возрастов. И если для последних День знаний - всё-таки праздник с бантами и цветами, то для неё - новая страница в работе. О том, что сейчас просиходит в школьных коридорах и как сдают выпускные экзамены, Анна Слободина рассказала корреспонденту "АиФ в Омске".
ЕГЭ - это реально!
- Анна Яковлевна, в последние годы многие общеобразовательные учреждения начали массово переквалифицироваться в лицеи, гимназии. Зачем?
- Другой статус предполагает другой уровень. Суть образования от этого сильно не изменится, ведь в любой школе есть стандарт. Но у того же лицея шире возможности, больше спрос учащихся. К примеру, мы в этом статусе с августа прошлого года, и уже выпустили первых лицеистов. Хотя в 1991 году начинали как небольшая экспериментальная школа при СИБАДИ.
- И куда поступают ваши ученики?
- В этом году 98% детей поступили в вузы, а 2% - в колледжи. Причём на коммерческие места попали только 15 человек.
- Получается, дети из таких школ-вузов гарантированно попадают в те заведения, при каких находится школа?
- Гарантий никто не даёт, но в основном так и получается. Идёт серьёзная подготовка. К тому же дети со школы привыкают к вузу и не боятся поступления.
- Кстати, а сдать на "отлично" ЕГЭ сможет ребёнок и из лицея, и из сельской школы?
- Любая школа даёт базу. База в ЕГЭ - это часть А, стандарт, с которым без проблем должен справиться ребёнок и из гимназии, и из сельской школы. Нагнетание ситуации вокруг новой формы выпускных экзаменов, на мой взгляд, неоправданно. Сдать ЕГЭ - реально.
- А что делать в ситуации, когда ребёнок - прирождённый гуманитарий, для которого два плюс два - пять? Оставаться без аттестата?
- Я не понимаю, как можно при нормальном развитии не справиться с частью А. Как можно сдать математику на 2 балла из 100? Этому же 11 лет учат! Конечно, есть и прирождённые гуманитарии, и "технари". Но если ты филолог, то на ЕГЭ должен показать этот самый "стандарт", а уж высокие баллы набирать в русском языке и литературе. Можно сколько угодно обсуждать выпускные экзамены, а можно просто сесть и начать готовиться. Если появилась такая задача, значит, её необходимо решать.
- А садиться и готовиться можно уже с начальной школы?
- Ребёнок просто должен хорошо учиться. И браться за ум не в 11 классе. Тогда и ЕГЭ для него проблемой не станет. Да, это трудный экзамен. И правило счастливого билета здесь уже не действует - выучил один билет, вытащил его на экзамене, рассказал и поступил. Сейчас надо знать всю школьную программу, чтобы получить аттестат и в вуз попасть.
На экзамен с мокрыми ногами
- Самостоятельно подготовиться к экзамену можно? Или родителям нужно нанимать репетиторов?
- Если идёт речь о поступлении в высшее учебное заведение, то дополнительные занятия лишними не будут. Однако каким бы золотым не был репетитор, когда ребёнок ничего не хочет делать, то и результата не будет. Хорошо известна пословица, про то, как лошадь можно дотащить до воды, но пить её не заставишь.
- Что вам как директору школы больше всего не нравится в ЕГЭ?
- Здесь есть много нюансов. К примеру, чужая территория. Дескать, на своей учителя обязательно подскажут или дадут возможность списать. Но тот, кто хочет списать, сделает это при любых обстоятельствах. Когда я вела в этом году учеников в другую школу, то мы попали под сильный дождь. Разумеется, все промокли. Серьёзный экзамен дети сдавали с мокрыми ногами. Это нормально? Проще было бы привести других преподавателей, но в свою школу. А вообще дети уже привыкли к ЕГЭ и теперь больше пугаются классических устных экзаменов.
- А в интернете найти ответы на ЕГЭ реально?
- Во всяком случае, мы таких сайтов не знаем. Наверное, найти можно что угодно. К тому же, в какой-то аудитории не посмотрят на то, что ребёнок разговаривает по телефону, в другой - не дадут повернуть головы. Но хочется надеяться, что эта игра честная. Иначе за что мы так бьёмся?
- Как вы сами поступали, помните?
- Сдавала экзамены, переживала, нервничала. Был большой конкурс на филфаке. Но запомнились не экзамены, а то, как я проспала зачисление. Но всё закончилось хорошо, и в 1974 году я получила диплом филологического факультета педагогического института.
- Сейчас можно выявить моду на специальности среди молодёжи? Кем хотят быть - "физиками", "лириками"?
- Технические специальности возрождаются. Появляются интересные кафедры, направления.
И нам уже давно не 25...
- Скажите честно, вам за эти годы работать в системе образования не надоело?
- Недавно на экзамене одна моя коллега сказала мне: "Мы с вами всю жизнь работаем в этой аудитории. Когда-то она была покрашена в синий цвет, сейчас здесь евроремонт. Да и нам уже не 25 лет...". Говорят, что человек должен переучиваться каждые 10-15 лет. Но учитель - это профессия на всю жизнь. Мы же с детьми работаем. И если они начинают надоедать - надо срочно бросать работу. Мне всегда интересно. Система образования постоянно меняется, дети тоже разные - не соскучишься.