Наши дети побеждают на международных конкурсах и олимпиадах, занимаются серьёзными исследованиями в самых различных областях знаний, пишут научные работы.
И при этом наши же дети кое-как преодолевают минимальный порог ЕГЭ, остаются невостребованными по окончании вузов и вообще вспоминают годы учёбы с холодком в сердце. Кого же больше? Тех, в ком школа посеяла всё доброе и вечное, или тех, кто вместе с последним звонком вычёркивает из памяти 11 лет жизни?
Ответ на это наверняка знает министр образования Омской области Александр СОЛОМАТИН. Но начать нашу беседу мы решили с более частных вопросов.
Спасибо маме
- Скажите, что оказалось для вас определяющим в выборе профессии?
- Всё в этой жизни начинается с семьи. Мы жили в маленьком посёлке, где школа была центром общественной жизни. Нашей маме пришлось нелегко. Нас было шестеро, отец рано ушёл из жизни, и я до сих пор поражаюсь, откуда она брала силы, чтобы тащить на себе и дом, и работу, оставаясь при этом жизнерадостным, открытым человеком. Именно благодаря ей четверо из нас выбрали педагогическую стезю.
- Согласитесь, во времена вашей юности отношение к учителям было несколько иное, чем теперь. Особенно в деревне, где школьный учитель по статусу был примерно равен председателю колхоза.
- Вы считаете, что сегодня быть учителем непрестижно и немодно? Согласен, в постперестроечный период, когда люди были озабочены только тем, где достать побольше денег, школа как институт потеряла очень многое, в том числе упал и престиж профессии. В обществе бытовало мнение, что лучше иметь продуктовый киоск на рынке, чем хороший аттестат или диплом. Но сегодня мы видим обратную картину. Я знаю школы, где плохо учиться - дурной тон, где налажена прекрасная взаимосвязь между учителями и детьми, учителями и родителями.
Споры о ЕГЭ
- А есть ли что-то такое, что безвозвратно ушло вместе с распадом СССР и о чём стоит сожалеть?
- Система образования в нашей стране всегда строилась на двух основах - фундаментальности знаний и глубоких межличностных отношениях. Мы вряд ли потеряли фундаментальность подготовки. Не случайно российские школьники (и омские в том числе) побеждают на международных олимпиадах по математике, физике, химии. Вместе с тем, фундаментальное образование стало более дифференцированным и прикладным (в гимназиях и лицеях, в профильных классах). Наверное, это правильно. Что касается отношений, то, действительно, многое было потеряно в 90-е годы. Образование стало более прагматичным. Жизнь вокруг школы показывает необходимость получения практико-ориентированных знаний. Радует, что в последние годы возвращаются открытость, теплота, некая общность - типичные характеристики российской школы.
- Почему же мы разрушаем так подходящую нашему менталитету систему оценки знаний учащихся? Об ЕГЭ разбилось немало детских надежд.
- У ЕГЭ, как у любого дела, есть и плюсы, и минусы. Главный плюс в том, что впервые в нашей стране предпринята попытка объективно оценить знания учащихся. До этого всё нередко строилось на личных симпатиях учителей и желании многих директоров не портить общую картину успеваемости. При этом на экзаменах в школе необходимо показать один уровень знаний, а на вступительных испытаниях в вузе совсем другой. ЕГЭ многое расставляет на свои места: если у ученика хороший педагог, он сдаст экзамены без проблем, по крайней мере, преодолеет зачётный минимум. То же самое касается и детей. Практика показывает: достаточно просто нормально учиться, и никаких проблем с ЕГЭ не возникнет. Опять же, если не уверен в своих знаниях, никто не запрещает заниматься дополнительно, в школе и в вузах имеется такая возможность.
Село не уступает
- Тогда получается, что сельские школьники находятся в неравных условиях со своими городскими сверстниками. За 300 километров от города нет ни репетиторов, ни курсов.
- По итогам ЕГЭ этого года сельские школьники Омской области по большинству предметов не уступали и даже превосходили сверстников из городских поселений. По всей вероятности, сработали три слагаемых успеха: мотивация школьников, профессионализм педагогов и компьютерные технологии. Они не зависят от места расположения школы.
- Но согласитесь, что советское образование было одним из лучших в мире.
- По некоторым позициям, наверное, да. При этом я могу привести один пример. В нашей семье три поколения учеников. Мы, родители, окончившие советскую школу, советский вуз, аспирантуру, проработавшие много лет в школах и университетах, - это одно. Наш старший сын, серебряный медалист, относится к поколению тех, кто учился в школе в переходное время, - другое. И наш младший сын 13-ти лет, он в этом году пойдет в 8 класс - история третья. Так вот, сопоставляя знания взрослых и уровень развития своих детей, я прихожу к выводу, что все сожаления о советской системе образования напрасны. Нынешняя молодёжь не глупее нас, у неё гораздо больше возможностей для получения знаний, и она с успехом их используют. Я абсолютно уверен в том, что главное - это то, что закладывает в ребёнка каждый конкретный учитель, его родители. Насколько педагогу интересна педагогическая работа, насколько он стремится расти профессионально, и это, как показывает опыт, не зависит от политической ситуации в стране.
Трудно лес валить
- А вам не кажется, что уровень жизни и зарплат учителей не позволяет им любить свою работу, что называется, "от всего сердца"?
- Конечно, наши будни нельзя назвать безоблачными, а учителей богатыми, но так было во все времена. При этом в прошлом году в школы области пришло более 700 молодых педагогов. Они могли остаться в городе и устроиться в более "удобных" местах, но начинающие специалисты предпочли школу. Значит, они действительно этого хотели. Хотели донести своим ученикам всё то, чему их научили в вузе, сделать их гражданами нашей страны.
- Трудно быть министром?
- Трудно лес валить зимой, когда снега по пояс. Трудно тушить верховой пожар в тайге, когда не знаешь - ноги уносить или спасать лес. Трудно доменную печь ремонтировать, когда кирпичи в ней ещё раскалённые, но починить надо не за десять дней, а за пять. Я всё это проходил. Быть министром физически не так тяжело. Но очень непросто, потому что это огромная ответственность за те 60 тысяч человек, которые трудятся в системе образования омского региона и каждый день ждут твоей поддержки и принятия верных решений.
- Что бы вы хотели пожелать ученикам и их родителям, педагогам и всем нашим читателям накануне 1 сентября?
- Прежде всего, здоровья, счастья и благополучия. И пусть все те, кто учит, и все те, кто учится, делают это с удовольствием. Пусть знания, которые каждый из нас в той или иной степени получает на протяжении всей жизни, помогают нам реализовать себя и становиться хоть чуточку счастливее.