Подавляющее большинство школьных педагогов - женщины. А между тем в качестве учителей целого ряда предметов предпочтительнее было бы видеть именно мужчин.
Тенденции печальные. Молодые в школу не идут - не модно и неденежно, ставка выпускника - всего 2900 рублей. Практиканты спешат скорее отвести положенные часы и забыть всё как страшный сон. Возрастные педагоги-мужчины часто вынуждены начать поиски более высокооплачиваемой работы, чтобы элементарно было на что содержать семью (ставка учителя высшей категории - 4500 рублей). А страдают от всего этого дети. Чьи-то.
"Последний из могикан"
Даже самые "мужские" предметы - труд и физкультуру - сегодня ведут женщины. Не надо быть психологом, чтобы понимать: в процессе школьного воспитания важно как женское, так и мужское начало. Российскому образованию явно не хватает этого равновесия. И нет никаких предпосылок к тому, что оно скоро восстановится.
- Проблема отсутствия мужчины в школе возникла очень давно, наверное, сразу после Отечественной войны, когда в образовательные учреждения вернулись только те, кто уцелел на фронте, - считает Александр Андреев, учитель истории гимназии N 69. - Оценивали труды педагогов невысоко. Работа становилась всё более и более непрестижной. В 1985 году, после проведения реформы в системе образования, увеличились ставки, надбавки за классное руководство, социальный статус учителя повысился, что обеспечило приток кадров. Сейчас мы вернулись к тому, с чего начали: низкая зарплата и отсутствие престижа профессии. В нашей школе я сегодня, можно сказать, - "последний из могикан", единственный педагог-мужчина. Если бы сегодня в школах работало больше мужчин, как это наблюдается на Западе или как было в дореволюционной России, воспитание детей было бы совсем другим.
Кроме материального и социального, есть и ещё один фактор, способный объяснить мужской дефицит у школьной доски. Психологи утверждают, что для мужчины важно сразу видеть результат своей работы, а воспитание - процесс длительный.
- Исправить эту проблему можно только повышением оплаты труда педагога-мужчины, - убеждён Александр Андреев. - Когда за совершенно необременительный труд можно получить в несколько раз больше, чем занимаясь обучением детей, кто же согласится идти трудным путём?
"Педагогический эксклюзив"
В дореволюционное время педагогами были только мужчины. Классными наставниками в мужских гимназиях являлись мужчины, в женских - женщины. Но поскольку процесс обучения был отделен от процесса воспитания, преподавать имели право только мужчины. К тому же по табелю о рангах Петра I все они имели классный чин. Учитель приравнивался к статскому советнику, который соответствовал общеармейскому полковнику, а директор гимназии - к действительному статскому советнику, то есть генералу. Женщины в табель о рангах не входили.
- Разделять учителей по половому признаку некорректно, мы все делаем одно дело, - считает Александр Андреев. - Лично я в женском коллективе чувствую себя абсолютно комфортно. Потому что мы проработали вместе много лет и хорошо друг друга знаем. Однако я считаю, есть определённые моменты, которые в образовательном и воспитательном процессе лучше обеспечить может именно мужчина. Сегодня в школах учится много детей из неполных семей. И все они, а особенно девочки, испытывают потребность в мужском, отцовском начале. Что касается преподавания, у мужчин, как известно, лучше развита эрудиция, аналитические способности, шире кругозор, больше свободного времени на то, чтобы погрузиться в учебный материал. Но зато из женщин получаются замечательные классные руководители. Я сам много лет проработал классным руководителем, выпустил около 20 классов, но признаю приоритет в этом именно за женщинами.
Биология, иностранные языки - всё это лучше удаётся прекрасному полу. А в числе историков, математиков хотелось бы видеть больше мужчин. Пока они в меньшинстве. И судя по всему, это "пока" носит долгосрочный характер. Учитель-мужчина в школе - по-прежнему "педагогический эксклюзив".
Кстати
В соответствии с правилами народного просвещения в женских гимназиях преподавались предметы:
Обязательные:
Закон Божий, русский язык и словесность, чистописание, арифметика, алгебра, геометрия, физика, история, география, рукоделие.
Необязательные:
Немецкий, греческий, латинский, педагогика, рисование.
Всех учениц обучали пению, танцам, гимнастике. Продолжительность обучения семь лет.