В конце учебного года в Омске впервые состоялся слет педагогических династий. Десятки учительских семей, насчитывающих несколько поколений педработников, съехались в город со всех уголков области, что называется, себя показать и на других посмотреть.
На деревне - первый человек
Одной из самых богатых на преемников династий была признана династия Сергеевых-Панковых из Нижнеомского района, педагогический стаж которой исчисляется почти четырьмя сотнями лет. Ее основательницей все считают Ольгу Григорьевну Сергееву, 35 лет жизни отдавшую школе. От нее, словно от дерева, расходятся ветки учительских семей. Сестры, сыновья, снохи, племянники - почти все, кто связан с нею родственными нитями, имеют тот или иной опыт учительства.
Самые старшие представительницы династии - Ольга Григорьевна и ее двоюродная сестра Вера Ботвинская, за плечами у которой без малого полвека учительского стажа, и молодые преемницы их дела Любовь и Надежда Сергеевы - собеседницы корреспондента "АиФ" в Омске".
Колбасу покупать стыдно
- За последние полвека все вокруг переменилось, страна стала совершенно другой, интересно, а ученики за это время как-то изменились, или дети независимо от времени всегда остаются детьми?
- Конечно, они стали совершенно другими. В 60-е годы, к примеру, у нас на деревне был всего один телевизор - у председателя. А сегодня... У детей столько источников информации. Они приходят в школу и уже все, считай, знают. Более развитыми стали. Но, что интересно, стремление к знаниям, в отличие от детей тех далеких времен, у нынешних уже не такое. Раньше буквально впивались в учителя глазами, учились с удовольствием, а сегодня практически всех приходится заставлять.
- А к учителю за эти полвека отношение изменилось?
- Учитель и тогда, и сейчас был на деревне первым человеком. Уважение к его знаниям неизменно. В чем оно проявляется? Да в самых элементарных вещах: с нами всегда здороваются, замечание сделаешь - прислушиваются, мимо проходишь - перестают ругаться. И нам, в свою очередь, статус сельской интеллигенции приходится все время подтверждать. Как говорится, марку держать. Впрочем, в отношениях между нами, учителями, и селянами несколько лет назад появилось какое-то противостояние. Чувствуем, что нас недолюбливают, что ли. Какую-никакую зарплату учитель получает регулярно. Мы по сравнению с теми, кто раньше работал в колхозе, а сейчас стоит на бирже труда, миллионеры. Бывает, и завидуют, и косо смотрят. Порой даже в магазине колбасу с сыром не покупаем, если там кто-нибудь из безработных односельчан. Неудобно как-то.
- А вы себя сами-то миллионерами ощущаете?
- Да какое там. Все отпуска на огороде проводим. На то, чтобы съездить куда-то, мир посмотреть, отдохнуть, не хватает.
В отдельной отрасли коммунизм не построишь
- Может, нацпроект ситуацию к лучшему изменит? Что хорошего от него ждете?
- Ждем, конечно же, денег. Если начнут вкладывать в образование, то у детей как ответная реакция появится стремление учиться. А впрочем, в отдельной отрасли коммунизм не построишь. К примеру, обещают в рамках нацпрооекта предоставлять молодым учителям жилье. И что? Приедут они в деревню, а здесь ни клуба, ни дорог, ни фельдшерского пункта, ни работы для мужей, ни достойной зарплаты. Если бы в нашей жизни, и в том числе в образовании, было все гладко, никакие нацпроеткты были бы не нужны.
- А что сегодня в образовании не гладко?
- Нет у детей желания учиться. Каждый из нас сталкивается с тем, что ребенок на протяжении учебного года не учится, а в конце года ему "вынь да положь" хорошие оценки. Система отметок себя изжила. Сегодня нужны другие стимулы.
- А почему дети не хотят учиться?
- Тенденция эта наметилась в 90-е годы. Помните, тогда у всех было ощущение, что мир рушится? Казалось, что пришел конец и образованию. Вузы стали учить за деньги. В результате появилось стойкое убеждение, что для получения высшего образования знания не нужны. У кого есть деньги, знают, что и так поступят, у кого их нет, не учатся потому, что уверены: из-за их отсутствия высшее образование им не светит.
- Как это убеждение изменить?
- ЕГЭ - первый шаг на этом пути. Баллы получает не тот, у кого кошелек толще всех, а тот, у кого что-то в голове имеется.
- Школа будущего - какая она по-вашему?
- Такая, в которой учителя не подталкивают без конца, дескать, учись да учись, а, занимая позицию наблюдателя, советуют и помогают. Еще в школе будущего учитель будет только учителем, а не так как сегодня - когда мы и учим, и занимаемся хозяйственными проблемами. Школа с этими бесконечными ремонтами, прогнившими трубами, кочегарками и прочими проблемами буквально выживает. А школа будущего должна жить!
От редакции
В советские времена люди дела, простые работяги буквально не сходили с первых полос газет. Сегодня, к сожалению, рассказывать о тех, кто своими руками создает будущее города, не модно. Между тем сколько у нас интересных трудовых династий, которым есть чем похвалиться! Мы считаем, что своих героев нужно знать в лицо. Редакция открывает новую рубрику "Рекорды "АиФ" в Омске". Все, кто имеет отношение к какой-то трудовой династии, знает о лучших работниках предприятий, пишите, звоните, рассказывайте. Вместе мы напишем трудовую летопись омского Прииртышья. Наш адрес: 644099 г. Омск, Газетный пер., 8. Тел.: 24-07-56, 25-23-65.