Назло разговорам о кризисе и всеобщем обнищании количество машин в нашем городе растёт.
Правда, при этом сосуществование собственников жилья и собственников автомобилей больше напоминает холодную войну.
Вчера - клумба, сегодня - "Волга"
А всё потому, что по ночам омские дворы, как правило, напоминают забитые под завязку парковки. Машины "ночуют" на детских площадках, на тротуарах, у дверей подъездов.
- У нас такой маленький двор, - жалуется Тамара ИГНАТЕНКО, жительница дома N 12 по улице Малиновского, - детская площадка крохотная, а тут ещё и машины. Посмотрите, вот эта "Волга" стоит здесь с зимы. Никому не нужна. А позапрошлым летом на её месте была клумба.
Такая же картина во дворе одного из домов по улице 50 лет Профсоюзов. Однако там жители оказались более предприимчивы. В одной из квартир на первом этаже установлен мощный прожектор, и хозяин жилья всю ночь "сторожит" чужие машины, за что автовладельцы платят ему по 30 рублей за место (место на обычной стоянке стоит около 70 рублей). Правда, то, что остальные жители этого и другого дома, окна которого выходят в тот же двор, лишены покоя, никакого значения не имеет.
- И ничего поделать не можем, ночами не спим, слушаем, как сигнализации друг с другом "разговаривают", - сетует старшая по дому, - и участкового вызывали, и в КТОС жаловались, всех мер хватает ровно на три дня. Главное, что машины тут не только "наши", но и из многих соседних домов. Это, пожалуй, самое обидное. Ведь их детям не приходится играть в лужах масла и нюхать бензин. Что делать - не знаем... Слышала, где-то жильцы жёлтой краской машины обливают. Может, помогает...
И глядя на эту уставшую женщину, понимаешь: рано или поздно на самом деле обольёт.
Ищут выход
А вот в микрорайоне "Прибрежный" народ нашёл выход из ситуации. Через 4 месяца после заселения домов жители объединились и организовали что-то вроде парковочного кооператива. Вскладчину установили шлагбаум, подключили видеокамеры, кнопку экстренного вызова милиции. Отгородили всё это хозяйство от остального двора и, не мешая "безлошадным" гражданам, оставляют здесь свои автомобили. Но есть одна загвоздка. Землица, на которой обосновались автолюбители, пока фактически никому не принадлежит. Проверки прокуратуры, МЧС, ГИБДД никаких нарушений не выявили. Кроме того, бдительная охрана парковки не раз препятствовала совершению серьёзных преступлений, чем облегчает жизнь той же милиции.
История практически идеальная. Жаль, что для остального города не характерная. Сегодня 70% старых домов не имеют мест под парковки. 180 специализированных стоянок и 946 гаражно-строительных кооперативов проблемы не решают. Строительство многоуровневых подземных гаражей, о которых постоянно идёт речь во властных коридорах, невозможно из-за высокого уровня грунтовых вод.
Как считают в ГАИ, исправить положение можно, если позволить товариществам собственников жилья, КТОСам или управляющим компаниям арендовать землю под организацию парковок. Однако это реально только на окраинах, поскольку в центре просто нет свободной земли.
Ну а пока упорные автолюбители продолжают протискиваться во дворы, а уставшие от их бесцеремонности жильцы самовольно перегораживают проезды, зарывают в землю трубы и бетонные блоки. Окапываются, отрезая при этом путь для машин "Скорой помощи" и пожарных.
Компетентно
Мэр города Виктор ШРЕЙДЕР:
- Есть норматив, который принят в городе Омске. Правда, он носит рекомендательный характер. Если мы строим жильё, то как минимум одно парковочное место на одну квартиру должно быть. Однако эта норма зачастую не соблюдается.