Предметы интерьера, коробушки, украшения из бересты стали в последние годы очень актуальным товаром. Стоят недорого, а пользу приносят большую.
В берестяной посуде хранить продукты можно довольно долгое время. Уникальные свойства этого материала защищают их от внешних воздействий и не пропускают влагу. Поэтому молоко в берестяном туеске не киснет, хлеб не сохнет, крупа не сыреет, мёд не портится.
В городе на развалах народных мастеров зеркала в берестяной оправе и различная бижутерия занимают всё больше места. Богатства на этом промысле не сделать, но ручная работа с применением старинных технологий снова входит в моду.
В средней школе села Нагибино Тюкалинского района преподаватель технологии Максим Сидорук даже внедрил работу с берестой в школьную программу. Теперь мальчишки могут не просто сделать своими руками, скажем, табуретку. Они могут превратить её в произведение искусства.
Если сначала ученики и позволяли себе хихикать, слыша про бересту, то теперь их от творчества за уши не оторвать. Даже девчонки стали на занятия проситься.
- Пусть изделие будет некрасивое, где-то неаккуратное, зато это вещь, которую человек сделал сам, - считает Максим Сидорук.
От солонки до иконы
Кроме уроков технологии в общеобразовательной школе, Максим преподаёт декоративно-прикладное искусство в Тюкалинской школе искусств. Сейчас мастер ждёт наступления первых июньских дней, когда можно будет начать заготовку материала. Заказы есть, а вот бересты нет. Часть запасов ушла на школьные уроки, и на собственное творчество не хватило. А тут из города заказ поступил на берестяные хлебницы, да и другие незаконченные работы остались.
Найти хорошую, пригодную для плетения бересту непросто. Не один километр прошагать надо, чтобы набрать заготовки. Да и пожары лесные дело затрудняют.
- Я берестой ещё в школе начал заниматься. Интересный материал, со своими свойствами и качествами. С ним приятно работать, - говорит Максим. - Из бересты можно всё что угодно делать, на что фантазии хватит и терпения. От солонки до люстры, от шкатулки до картины.
Недавно мастер по заказу изготовил из бересты икону - подарок на крестины. В технике тиснения, добавив бисер, Максим создал копию иконы, соответствующую всем необходимым канонам.
- Если всё делать, как положено, соблюдая технологические нормы, то работа с берестой - довольно трудоёмкое занятие, которое отнимает много времени. И если бы мастер жил только на доход от своих изделий, они стоили бы очень дорого, - поясняет Максим.
Умелец признаётся, что хочет стать узнаваемым мастером. Это продуктивность творчества увеличивает.
Не все секреты утрачены
Сапожнику положено быть без сапог. Поэтому не стоит думать, что всё в доме Максима сделано из бересты. В кухне висит люстра, у супруги - берестяная шкатулочка да зеркальце в берестяной оправе.
- Сидишь вечером у телевизора и плетёшь себе, - улыбается автор. - Сынишка рядом вертится, "помогает". Даю ему иногда инструмент, который не опасен для маленького возраста, кусочек бересты, и он занимается своим творчеством. Ну а старший, тот уже осознанно работает, подарки для родственников готовит.
Народные промыслы возрождаются. Так считает сам мастер. И хотя уже многое безвозвратно утрачено, к счастью, ещё остались хранители настоящих секретов плетения из бересты. Те, у которых есть чему поучиться.
Кстати
Как отличить изделие из настоящей бересты ручной работы от обычной деревяшки?
Для начала надо сравнить два изделия: каждая авторская работа - эксклюзив, двух одинаковых просто не бывает. Посмотрите изделие с разных сторон: ручная работа обязательно предполагает изъяны и шероховатости. Обратите внимание на толщину. Мастер на материале не экономит, и стенки того же туеска будут толстыми. Фабричный образец более тонкий, сделанный из меньшего количества слоёв бересты. Кроме того, у бересты есть своя фактура. На солнце береста меняет цвет. Если готовое, но не обработанное воском изделие оставить на солнце, оно потемнеет. Поэтому разные оттенки, например, на берестяном поясе, могут исчезнуть и стать одним тоном.