Плетёные лукошки, короба, туески, посуда, игрушки и украшения – чего только не сделают из бересты народные умельцы! И все они справедливо замечают: как не существует двух одинаковых берёз, так и каждое изделие уникальное и не похоже ни на одно другое.
Омский мастер берестяного искусства Ян Гайнулин народным ремеслом занимается уже пять лет. Мастер-самоучка не только изготавливает различную продукцию, но и делится опытом с начинающими рукодельниками, проводит мастер-классы:
«Образование у меня техническое, а плести различные вещи из бересты я начал случайно. Однажды увидел в Интернете видеоролик, в котором мастер подробно рассказывал о тонкостях берестяного искусства, - меня это заинтересовало. Попробовал, начало получаться. Со временем стал продавать готовые изделия, оказалось, что это ещё и прибыльно».
Точим ножи
Технология изготовления довольно интересная и сложная. Из заготовленных кусочков бересты мастер делает шаблоны и детали будущего рукодельного шедевра, используя определённый набор инструментов. У каждого этот набор свой, главное здесь – ножи, резаки и стамески должны быть идеально наточены, чтобы детали при сборке сошлись, и узор лёг ровно.
«У хорошего мастера дома всегда есть множество заготовок: донышки, крышки, ручки. Из обрезков мы делаем мелкие украшения. Здесь все зависит от фантазии», - объясняет Ян Гайнулин.
Кору нужно заготавливать в определённое время, с конца мая по июнь, когда с берёз перестает бежать сок. Пользоваться ей можно в любое время, ведь береста хранится 900-1000 лет. Деревья при этом не страдают, поскольку срезанная кора через 3-4 года имеет свойство восстанавливаться.
Перед тем, как начать сборку и склеивание будущего изделия, все шаблоны покрывают морилкой – специальное красящее вещество для дерева. Цветовая палитра морилки широкая – от «деревянного» коричневого до зелёного и чёрного. Затем с помощью клея ПВА мастер собирает детали и оставляет продукт до полного высыхания. По словам Яна Александровича, изделия можно делать и без использования клея, но именно он помогает товару держать форму.
Фигурное рисование
Плетёные лукошки, короба, туески, посуда, игрушки и украшения – чего только не встретишь сегодня на прилавках магазинов. Кстати, узоры здесь тоже бывают нескольких видов. Самый простой из них – тиснение, когда с помощью штампов рисунок под давлением «отпечатывается» на заготовленной берестяной детали. Другой вид узора – прорезной. Мастер вручную или на механических станках с использованием пресса «впечатывает» рисунок в берестяное полотно, прорезывая его. Такие узоры используются для крупных изделий, но смотрятся гораздо эффектнее.
Таким образом, вся работа по изделиям из бересты сводится к двум процессам – техническому и художественному. И если в техническом важна точность, то художественный процесс – хорошее поприще для фантазии.
«Мне, например, лучше удаётся техническая составляющая, - говорит Ян Александрович. - Фантазирую я плохо. Но метод проб и ошибок никто не отменял. Бывает, смотрю на свои старые работы – без клея, без шлифовки, донышко неидеальной формы, ручка шатается. Сейчас всё гораздо лучше, мастерство ведь приходит с опытом. В основном делаю славянский орнамент, древнеславянские руны. И покупают их хорошо. Штампы я не использую, одному их в домашних условиях не сделать».
По количеству элементов можно судить о временных затратах автора. Некоторые изделия содержат больше 500 деталей! Стоит это удовольствие недёшево. Небольшие сувениры, вроде шкатулок, заколок и зажигалок можно приобрести за 100 рублей, ну а большие шедевры порой оцениваются в несколько тысяч рублей.
Что касается ухода, то изделия из бересты совсем не прихотливы в этом отношении. Достаточно протереть их влажной салфеткой, при необходимости использовать хозяйственное мыло.
Элемент культуры
Как отмечают сами изготовители, такая продукция полюбилась в нашей стране по нескольким причинам. Изделия из бересты очень легки, экологически чисты, удобны и практичны. Более того, издревле берёза – символ России, так что это ещё и часть нашей культуры. Самыми популярными узорами считают архитектуру, символику города и всевозможные логотипы.
Любимым изделием у Яна Александровича является туесок. Изготавливает он их всего за пару вечеров, а о практических свойствах знает не понаслышке:
«Дома у меня их несколько штук, и большие, и маленькие. В туесках хранится чай, травы, различные сыпучие продукты. Есть у меня история, связанная с этим «бочонком». Как-то насушил яблок и положил их в туесок. И что вы думаете, забыл про них! Через полгода открываю, а они не то, что не испортились, а наоборот: мягкие, сочные, вкусно пахнут».
По словам мастера, научиться такому ремеслу может далеко не каждый. Да и специальных заведений, где преподают берестяное искусство, пока не найти. Здесь важен внутренний порыв, большое желание и стремление. И, конечно, душа должна лежать к этому делу. Лучше всего учиться берестяному промыслу у опытных мастеров, но при большом желании освоить его можно не выходя из дома. Так, например, в Интернете есть серия фильмов под названием «Ремесло». В них мастера со всей России делятся секретами в различных областях рукодельного искусства.