За восемь месяцев до Олимпиады принять на себя сборную страны - неблагодарный и рискованный шаг. Так считает большинство экспертов мира спорта.
Но олимпийский чемпион Владимир Барнашов, главный тренер сборной команды России по биатлону, думает по-другому: "Будем работать, тренироваться, поедем туда и сделаем всё. И ещё чуть-чуть. У ребят для победы есть всё! Олимпийское золото - из разряда державных задач".
"Побегут сильнейшие!"
-На самом деле канадская Олимпиада на носу. Какие задачи перед вами поставил Союз?
- Три медали. Наша сборная должна подняться на пьедестал как минимум трижды. А задачи нам поставила страна. Премьер-министр Путин интересуется биатлоном и держит ситуацию на контроле. В составе сборной будут восемь женщин и восемь мужчин. Пофамильный список будет известен только к Новому году.
- Тогда вопрос о нашей омичке Яне Романовой. Входит ли она в число сильнейших?
- Да. Сейчас Яна - пятый номер сборной. Но мне лично хотелось бы, чтобы она поехала, например, четвёртой (улыбается). Чтобы участвовать в гонке. Хотя ничто не изменит моего кредо: побежит сильнейший!
Рубеж N 1
- Для Вас назначение на пост главного тренера было неожиданностью?
- Полной. 12 мая я прибыл в Москву на очередной совет Союза. Меня к себе пригласил Михаил Прохоров. Попросил подготовить концепцию развития биатлонного спорта в России. Я подготовил. Шесть из восьми пунктов у нас с ним совпали. На следующий день он сделал мне это предложение.
- Вы же работали в сборной страны?
- Да. Восемь лет. Я говорил Прохорову, что у себя дома давно отошёл от практики. Что последние годы в качестве руководителя центра больше справлялся с административными задачами. Но он заверил, что этот навык пригодится мне ничуть не меньше. Главный тренер, конечно, это координатор. Со сборной работает целый штат тренеров, старших тренеров.
- Вы сказали о неких пунктах вашей программы. Это и есть концепция развития современного биатлона? Озвучьте несколько основных.
- Первое - это развитие преемственности. И тут мы совпадаем с председателем СБР до запятой. Юноши, юниоры, молодёжная сборная, основной состав - все ступеньки чётко одна за другой. Будет утверждён строгий состав всех четырех команд. Так мы сможем легче находить "звездочек" в регионах.
- То есть преемственность будет как вертикальная, так и горизонтальная?
- Да, в ближайший год руководство совета планирует проехать все города, где уделяется внимание биатлонному спорту. В их числе Омск. Там встретиться с губернаторами, бизнесменами. На сегодняшний день в России пять (!) огромных комплексов уровня экстра-класса (Уфа, Ижевск, Ханты-Мансийск), способных принимать чемпионаты мира и Европы. Но эти мероприятия "достаются" России максимум раз в пять лет. А всё остальное время дворцы простаивают! Теперь ставка будет делаться на учебно-тренировочные базы. Их создание необходимо в регионах. Такие, как наша в Муромцевском районе.
- База в Муромцево - Ваше детище. Неужели Вы оставите ее без внимания?
- Почему? Конечно, нет. Я отдал этому месту очень много сил и, будучи на новом посту, продолжу лоббировать её интересы.
- А где Вы храните свою золотую олимпийскую медаль?
- (Смеётся.) До недавнего времени в музее лежала. А теперь вот дома. Федерация стала часто собирать нас и всегда просит, чтобы были в медалях. Вот недавно на Дальний Восток летали, тоже брал с собой.
Рубеж N 2
- Допинг-тесты Ольги Пылевой и тот печально знаменитый чемпионат мира, когда дисквалифицировали Ахатову, Юрьеву и Ярошенко. Сразу три спортсмена. Что делают федерация и Союз, чтобы избежать таких промахов впредь?
- Допинг - действительно наша проблема. После тех скандальных дисквалификаций Минспорта и федерация много работали. Теперь будем тестировать всех спортсменов, начиная с юниоров. Не только на масштабных соревнованиях, но и на любых. В случае положительного результата тренер однозначно будет дисквалифицирован.
- А что, кстати, было с теми врачами? Они уволены из сборной?
- Мы просто не имели морального права их оставить.
- Какие слабые места нашей сборной Вы видите перед Ванкувером?
- Наша ахиллесова пята - чистая гонка. Это то, с чем у нас могут возникнуть проблемы. Мы уступаем абсолютно всем фаворитам последних турниров именно в скорости. Отсюда летит и стрельба. Вот из-за этого мы имели такой бледный вид весь 2008-й год. Десятое место. Этим, конечно, не может быть доволен никто. Премьер Путин спрашивает открыто: "Что нужно для того, чтобы вы побеждали?".
Я поднял свои тренерские тетради за 1984 год и уже вижу: "мои" мужчины проходили за год дистанцию - 870 километров. А сегодняшние цифры - только 670. Дать такую нагрузку сейчас - угробить команду. Кардинально что-то менять в столь короткий срок нельзя. Да никто и не будет. Команда готовилась к этим стартам три с лишним года. Со сборной работали лучшие тренеры. Но внести кое-какие корректировки я успею.
Рубеж N 3
- Нынешний президент СБР олигарх Прохоров готов вкладывать деньги в биатлон?
- Вот чего у сборной России по биатлону нет, так это финансовых проблем. Команда, тренерский штаб, оборудование, базы - всё финансируется лучшим образом. Недавно Михаил Прохоров подарил регионам 500 пар лыж. Это колоссальные по провинциальным меркам деньги. Одному Омску досталось 15 пар на 300 тысяч рублей. Михаил Дмитриевич сам в прошлом легкоатлет и волейболист, может, поэтому так чётко понимает, что нужно для развития спорта в будущем.