Примерное время чтения: 6 минут
118

Заглянуть за горизонт: 100 лет исполняется омскому парусному спорту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Омске 15/06/2011

В июне 1911 года омичи наблюдали странную картину - две шлюпки и одна яхта проводили между собой гонку. Как сообщала газета «Омский телеграф», «первые гонки можно считать вполне удавшимися».

Прошло 100 лет. Кто сейчас увлекается яхтами? Что такое кругосветка и полный оверкиль? Об этом «АиФ в Омске» рассказал Сергей ЩЕРБАКОВ, заслуженный мастер спорта, руководитель «Омского губернаторского яхт-клуба».

От прогресса устаёшь

- Сергей Борисович, за последние 100 лет цивилизация вместе с техническим прогрессом идёт вперёд семимильными шагами. А люди как гоняли под парусами, так и гоняют до сих пор. Не скучно?

- Есть такое понятие, как единение с природой. Его чувствуешь, когда слышишь шум ветра в парусе, чувствуешь, как яхта качается на волнах. А это вам не искусственно созданные механизмы! Это покоряет меня уже 47 лет. И не только меня.  У нас почётные яхтсмены и после 70 лет гоняют и первые места занимают.

- Насколько я знаю, один омич в своё время даже олимпийским чемпионом стал в парусном спорте…

- За всё время существования парусных соревнований олимпийскими чемпионами становились всего семь человек. Один из них - Александр Музыченко на Олимпиаде-80. Это высшее достижение не только нашего региона, но и всей России. Парусный спорт тяжело развивать в климатических условиях Сибири. А Музыченко 10 лет в яхтенном рейтинге считался лучшим шкотовым мира. И до сих пор в гонках участвует. Парусная школа Омска и сейчас считается лучшей в Сибири. Для примера: в прошлом году возродилась «Сибирская регата». Мы отправили на неё молодёжный состав. И ребятишки заняли первые шесть мест.

- Детей со скольки лет под паруса берёте?

- Обычно мы набираем группы с девяти лет. Хотя ребятишки наших тренеров занимаются яхтами с пяти лет. Это здорово, потому что сейчас эти дети - кандидаты в сборную России. Они первые номера не только в области, но и в стране.

- Моряки, корабли, яхты - это же всё считается традиционно мужскими вещами. Однако девушек у вас в парусном спорте ничуть не меньше. Почему?

- С девушками в любом виде спорта надёжнее. Я знаю одного капитана судна, у которого в экипаже около 40 девчонок. А мальчишек всего 20. Он объясняет: к нему осенью молодёжь приходит заниматься, а к весне половина парней исчезает. У нас такого явного перевеса в сторону женского пола нет, но в прошлом году впервые на яхте «Сибирь» девушка прошла Каспийское море. Именно там, в море, она и была вместе с пятью юношами торжественно посвящена в моряки.

Мы не авантюристы

- В 2001 году яхта «Сибирь» вернулась из кругосветного путешествия через Северный морской путь. На Южный полюс отправиться нет желания?

- Пока эта мечта остаётся на уровне первых шагов, хоть и длятся эти шаги несколько лет. В жизни ничего сразу не происходит. Мы построили «Сибирь» в 1997 году, прошли вокруг Северного Ледовитого океана. Второй шаг - кругосветка. Вообще подобных путешествий вокруг земного шара на яхтах в мире было семь. Наша «Сибирь» - седьмая. Южный полюс и Антарктида пока только в перспективе. После того, как мы побывали в трёх океанах, когда попали в кораблекрушение, возникла мысль построить более надёжное судно. «Сибирь» - великолепная яхта, но если мы перевернулись на волне в 10 метров и при скорости ветра 30 м/сек., то что будет при волне в 20 метров и силе ветра под 200 м/сек.?! А ведь такое бывает. Поэтому на «Сибири» там по большому счёту делать нечего. Хотя Атлантику можно хоть на корыте переплыть, если посчастливится. Но мы не авантюристы. Планы на Южный океан строим, но нужно другое судно, которое будет способно находиться в автономном плавании более двух месяцев в любой точке мирового океана. Омск находится в четырёх тысячах километров от Северного Ледовитого океана, но уже может считаться морским портом. Ведь отсюда вышла яхта, обошла вокруг земли и вернулась назад.

Всё по силам

- Вы могли 47 лет назад предположить, что станете путешественником?

- Я и подумать об этом не мог. Но когда тобой движет желание заглянуть за горизонт, всё оказывается по силам. Когда делаешь первый шаг и достигаешь чего-то, перед тобой и открывается этот самый новый горизонт. В 1987 году мы на небольшой яхте прошли 1 200 километров до Тобольска. Потом - до Ленинграда. И тогда я понял, что пройти кругосветку реально. После такого путешествия было ощущение, что я всё могу! Крылья за плечами вырастают!

- Сергей Борисович, вы упомянули о кораблекрушении…

- Полный оверкиль случился с нами на Аляске в проливе Шелехова. Когда я почувствовал, что яхта переворачивается, вообще с жизнью попрощался. Лежал на постели в каюте и вдруг за несколько секунд пересчитал лбом четыре стенки. Яхта перевернулась полностью и встала на ровный киль. Когда я вышел из каюты, то на судне не было ни одной мачты - всё осталось за бортом. Но судно не пробило, все люди остались живы, хоть одного члена экипажа пришлось вытаскивать из воды.

В экспедициях вообще много чего случается. Китов встречаем, касаток. Медведи белые за нами как-то охотились. Страшно, но просто нужно знать, что делать. Использовать в экстремальной ситуации шанс, который тебе даёт стихия. Шанс выжить. Паника ни к чему. Только в этом случае у человека есть возможность остаться непобеждённым.

Досье

Сергей ЩЕРБАКОВ, заслуженный мастер спорта России. Вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, глава «Омского губернаторского яхт-клуба», капитан яхты «Сибирь». Родился в 1952 году. Парусным спортом занимается с 1964 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах