Героини нашего репортажа добросовестно моют полы за "минималку" и наблюдают снизу вверх за нашей жизнью, в которой так дёшево стоит чистота и большом дефиците чистота человеческих отношений.
Десять лет назад семья Галины Бондарь не от хорошей жизни переехала в Тару из Казахстана. Вскоре Галине Эдуардовне удалось подыскать работу технички в школе N 4 - с тех пор и трудится здесь. О прошлом вспоминает неохотно. Зато нынче в 1 класс пошла внучка, поэтому бабушка приходит на рабочее место раньше, чем прежде, и приводит свою Ирочку в школу.
- Первое время она у меня возмущалась: "Разве можно столько на уроке сидеть?", - улыбается Галина Эдуардовна. - Но сейчас привыкла. Бывает к нам в каптёрку забегает, и сразу всем веселее становится.
Свою каптёрку техработницы иронично прозывают кельей - в небольшой комнате нет окон, а всё убранство составляют пара шкафов да несколько потрепанных банкеток, расставленных вокруг стола. Сейчас здесь находится Камиля Урасмаметова, которая работает со дня открытия нового школьного здания 15 лет. Женщины кутаются в пуховики - в комнате прохладно - и ждут начала третьего урока, во время которого будут делать утреннюю влажную уборку. Вторая битва за чистоту проводится после окончания занятий.
От бедности спасают туалеты
За уют и порядок в школе отвечают десять женщин. Им по 40-50 лет. За каждой из них закреплён свой участок - примерно по 4-5 классов, плюс коридор. Один учебный кабинет по площади равен 70-100 квадратным метрам. Раньше полы в классах мыли сами ученики, но сейчас в большинстве школ от дежурств отказались. А где ещё "воспитывают трудом", то там бывает, что школяры скидываются и нанимают за деньги мойщиков полов, тех же школьных уборщиц, которые от лишнего заработка не отказываются. Вряд ли подобный способ "рыночных" отношений с юными белоручками-"работодателями" добавляет уважения к человеку труда и вообще к труду. Или любой труд уже не в почёте у нас?
Пока идут уроки, уборщицы занимают себя разговорами и сканвордами. Они наловчились щёлкать их как семечки.
- Неинтересно, вопросы часто одинаковые, - сетует Камиля Ришатовна, - но иногда бывают интересные задания, когда спрашивают про реки, государства и города...
Об отпусках в дальних странах эти женщины могут только мечтать. Главная тема среди них - повышение минимального размера оплаты труда. Сокращений не будет, но и фактическая зарплата не повысится. Как нам потом скажет директор школы Михаил Авласович, никто из технического персонала своего места не лишился, но пять ставок пришлось сократить. Если раньше школьные блюстители чистоты работали на полторы ставки, то теперь переведены на одну, которую и подняли до законных четырех тысяч рублей с хвостиком.
- Для нас ничего не изменилось, - говорит Галина Эдуардовна. - Как и раньше, нас спасают туалеты. За их уборку идёт доплата из школьного фонда.
Увы, в скромном бюджете учебного заведения денег не хватает даже на нехитрую спец-одежду - халаты. Некоторые работники покупают их за свои кровные. А это минимум 400 рублей.
Сколько стоит чистота?
Женщины ни на что не жалуются, лишь одна глубоко спрятанная обида, кажется, тяготит их - с ними не здороваются школяры. Современные дети, выросшие в эпоху новейшего капитализма по-российски, чуть ли не считают их частью обстановки, словно человек с ведром и шваброй входит в комплект стульев, столов и компьютеров. Ещё женщины, на глазах которых вчерашние первоклашки становились выпускниками, менялись родители и учителя, стали замечать: не только к их неблагодарной работе, но и к труду педагогов становится все более неуважительным отношение со стороны родителей.
...На самой низшей позиции сетки тарифов и окладов, на черте бедности живут тысячи людей. И на извечные вопросы: куда идём и как живём, не грех посмотреть снизу вверх, а не свысока, как чаще бывает. Вот и падают яблоки недалеко от яблонь, а самые "продвинутые" дети уже кое-где покупают за копейки чужой, как принято говорить, неквалифицированный труд. Если так дёшево стоит чистота, если мы перестаём достойно оценивать и по-человечески уважать всякий добросовестный труд, что же тогда удивляемся, что сора и грязи в нашей жизни не становится меньше?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть