Пятнадцатью детишками и ста годами жизни удивляет односельчан Мария Белова.
Среди старожилов села Розовка Омского района Мария Егоровна - абсолютная рекордсменка. Как в 1959 году она переехала сюда со всей семьей из Татарии, так и прожила до нынешних ста лет.
- Уж очень голодно было на Родине, - рассказывает юбиляр. - А про омские колхозы в газетах писали: сколько земли обрабатывают, сколько скота держат. Дети просили: "Мама, поехали туда, там люди хорошо живут!"
Семье Марии Егоровны тоже было суждено попасть на страницы местной газеты: сообща поставили рекорд по зарплате. Тогда работали в колхозе от мала до велика и таким семейным подрядом обогнали остальных односельчан. Правда, богатства это не принесло. В "богатеях" Марии Егоровне удалось побывать в далеком детстве, когда всю ее семью раскулачили. Почему-то животинку и землю новая власть посчитала, а вот скольких человек это кормило - было уже не важно.
Телята и ребята
- Я всю жизнь возле скотины, - вспоминает Мария Егоровна. - Помню, коровы телятся, а я приплод на руках таскаю в отдельную клетку, целые ночи не спала. А когда в колхоз техника пришла, я уже на пенсии была.
Между рабочими заботами телятница рожала сама: тройню, две двойни и дальше одного за другим - всего 15 детей. Соседки то ли шутили, то ли завидовали: "Как это ты за четыре брюха девятерых ребят родила?" Десять малышей не дожили даже до годовалого возраста. В суровых сибирских условиях да при строительстве советского государства что ребята, что телята проходили серьезные испытания на выживание.
- Помню, ребятишки нарвут мешок конского щавеля, я листики оборву и с мукой смешаю...Этим и были сыты. Уже потом стали скотину держать - жизнь налаживалась. Павлик маленьким все хлеба просил, а муж запрещал с кусками по улице бегать, приучал к режиму. Так я кусок хлеба отрежу, солью посыплю и на окне оставлю. Глядь - уже нет! Только пятки Павлика сверкают... Это сейчас мне дочка фрукты покупает, а раньше только одно лакомство знали - печеную картошку.
Вера в счастье
Даже будучи пенсионеркой Мария Егоровна востребована в Розовке - она провожает односельчан в последний путь. Стольких родных и близких похоронила, столько слез выплакала, а в сочувствии и добром слове никому не откажет. Особенно в слове Божьем.
- Богу молится, вот столько и живет, - говорят о ней соседки.
- У меня мама 104 года и один день прожила, - отвечает им Мария Егоровна. - Очень набожная была, все молитвы знала. А мои дети уже в другое время жили, не до Бога им было.
Молодому поколению Беловых надо было строить новую жизнь, счастливую.
- Разве у нас было счастье? Лишь работа изо дня в день, - оценивает свою жизнь, а заодно и прошедший век Мария Егоровна. - Не замечала, как дети растут, учатся. Я ни дня в школу не ходила, сама писать-читать выучилась.
За свою долгую жизнь на живописном берегу Иртыша Мария Егоровна ни разу не искупалась - настолько засасывали каждодневные заботы. Никуда не ездила, в театры не ходила, а вот петь и плясать любила. Не случайно же в послевоенные годы, когда каждый мужчина был на вес золота, а муж Марии пропал без вести, наша героиня вновь вышла замуж и нарожала ребятишек. Полюбилась неграмотная Маша грамотному Петру.
- Тунеядцев и хулиганов в роду не было. Жили просто: заработал - съел. Может, в этом и счастье...