Студии компьютерной графики, живописи и дизайна под руководством Ларисы и Анатолия Панкова уже больше десятка лет. Там не растят вундеркиндов. Там дают возможность детям познать мир и реализовать свои возможности.
Для Ларисы и Анатолия Панкова все дети абсолютно талантливы, просто надо суметь их раскрыть. Темами их полотен становятся омские храмы, улочки старого города, старинные здания...
Экспозиция для депутата
- Анатолий Петрович, это правда, что работы ваших учеников увидели свет на выставке в Кремле?
- Да нет, в Кремле не было. Экспозиции были в Государственной думе, в Центральном доме художников.
- Президент выставку посещал? Или только депутаты?
- Президент на выставку не заходил. Ну а политики, - они ведь тоже люди (улыбается). Им тоже надо где-то отдыхать. Кстати, я заметил, что у некоторых из них был весьма интересный взгляд на детские работы. Люди приобретали картины, написанные в основном в холодных тонах. Я думаю, происходит это оттого, что когда вокруг них все "кипит", "взрывается", хочется чего-то тихого и спокойного.
- Вам самому какие-либо работы запомнились?
- Да, из абстрактной тематики. Такие иллюстрации всегда несут в себе символы эпохи. Была на выставке картина "Лёд имеет такую форму...". Пересказать эмоции невозможно, потому что это не было традиционным портретом... Понимаете, есть нечто, что носится в воздухе... Иногда рукой ребёнка водит Бог. Он свои чувства переносит в своё творение.
Не разрушая психику
- Откуда взялась идея создать студию компьютерной живописи?
- Существует система обязательного и принудительного образования, которую должен пройти каждый. Вне зависимости от вашего желания вы приходите в школу и познаете разные науки. Но насколько вы уверены, что вашего ребёнка там правильно учат?
- То есть?
- Я, например, столкнулся с исследованиями психолога из МГУ, доктора наук Шмелёва, с сенсационным заявлением, сделанным ещё в конце прошлого века. Он утверждает, что все существовавшие на тот момент учебники информатики - это гарантированное развитие комплекса неполноценности у тех детей, которые по ним будут учиться. Ведь кто диктует, как будут учиться дети по таким учебникам? Их создатели, то есть люди, которые не сталкивались с этим на практике.
- На чём же основывается процесс обучения в вашей школе?
- Он происходит естественно, не ломая психики ребёнка. Своего рода это исследование, познание мира. Рисование для ребёнка, более естественный процесс, нежели любой другой, к примеру, написание цифр или букв. А компьютер - всего лишь один из инструментов, с помощью которого тоже можно рисовать.
Нет легкого творенья
- Анатолий Петрович, на ваш взгляд, с какого возраста можно обучать ребёнка компьютерной грамоте?
- Вы знаете, в Японии дети занимаются на компьютере с трёх лет, для них это игра. В этом вопросе нет универсального закона. Дети все разные. Кому-то можно обучаться и в три года, а для кого-то и в 10 лет рано. Для того чтобы это определить, существуют методы диагностики.
- Родители сами могут это определить?
- Я бы не рекомендовал. Это точно так же, как с хирургией. Вы прислушались к себе и решили сами себе вырезать аппендицит. Ну ради Бога, пожалуйста, но последствия будут примерно такие же. Каждым делом всё равно должен заниматься специалист.
- В последнее время психологи озабочены ростом подростковой зависимости от компьютера...
- Согласен, что есть, то есть. Однако всё целиком зависит от ребёнка, особенно когда он увлечён компьютерными играми. На это ведь направлена целая индустрия. А вот когда ребёнок рисует, это всегда можно отследить. К примеру, очень важно, какими цветами он будет пользоваться при создании иллюстрации, нет ли давления на психику.
- А не слишком ли это лёгкое творчество? Нажал кнопку, и никакого тебе "потного вала вдохновенья"?
- Вы заблуждаетесь. Одним нажатием кнопки ничего не сделаешь. Например, по сравнению с классической живописью компьютерная позволяет исправить ошибки. Есть ещё один момент. Если в обычном творчестве всё происходит довольно медленно, то компьютер позволяет сократить это время, ускорить процесс. Современные дети и используют современные технологии.