О Сибири у известного омского художника Дамира Муратова особое представление. Впрочем, как и обо всей жизни в целом. Он признаётся, что живёт по принципу, как будто Омск – Нью-Йорк, где есть невообразимое количество галерей, художников и аукционов.
- С такими мыслями мне проще и лучше жить, - объясняет Дамир. – Иначе я просто буду сидеть и тихо скулить.
Художника мы нашёл в галерее «Белый куб». Недавно здесь всем желающим демонстрировали необычный проект «Круг». Экспозиция собрала картины из серии «Шаманские бубны» современных художников – Дамира Муратова, Петра Ончукова и Анатолия Пурлика.
О колорите нашего края, людских стереотипах и современной живописи Дамир Муратов рассказал нашему еженедельнику.
Знаки правды
- Дамир, кажется, что у нас всё современное искусство – сплошной эпатаж. Это оттого, что людей больше ничем не удивишь?
- Каждый художник изначально хочет выйти за существующие пределы. Не лепить из формочек некий художественный продукт, а сделать нечто большое. Современное искусство, в отличие от традиционного, провокативное. Оно вызывает у людей реакцию. И эпатаж – это абсолютно нормально! А как иначе? Вспомните «Олимпию» Эдуарда Мане. До этого что, во Франции голых девушек не видели? Видели. Так почему добропорядочные буржуа пытались эту картину гвоздями проткнуть? Хотя художник, может, и не хотел никакого эпатажа. Ещё есть такой момент, что зрителю, особенно российскому, свойственна реакция: «Я тоже так могу!» или «У меня дети лучше рисуют!». У них в голове не укладывается, как за то, что они теоретически могут повторить, платят сумасшедшие деньги.
- Может, всё от того, что так называемый креатив мало кому понятен?
- Современное искусство для людей – это либо «Чёрный квадрат» Малевича, либо граффити Бэнкси «Целующиеся милиционеры» в Лондоне. Хотя я считаю, что и то, и другое великолепно. Чтобы люди это понимали, нужна образовательная система. Можно, конечно, насаждать искусство сверху президентским или губернаторским указом, но всё должно происходить методом диалектики. Во всех цивилизованных странах никто ничего не насаждал. Совершенно естественно родился джаз, блюз, поп-арт, абстрактный экспрессионизм… Это возникает потому, что несколько людей вдруг начинают работать в нетрадиционном поле. Это поле потом становится модным трендом, а когда доходит до своего апогея, то выходит за рамки искусства, музеев, галерей…
- Если «Целующиеся милиционеры» для Вас – это нормально, то что в таком случае неприемлемо?
- Я не задумываюсь над этим. Я же не искусствовед. Просто есть понятие настоящего, и меня интересуют знаки правды. А в чём они выражены - в кино, фотографиях или картинах - неважно. Художник ведь, как слепоглухонемой, живёт ощущениями.
Спекуляция этникой
- В галерее «Белый куб» вы подняли тему Сибири и шаманов. А что для вас сибирский фольклор?
- Во-первых, для меня это место, где я живу, где есть моя мастерская, мини-галерея, куда приезжают люди. Наверное, когда потом об этом начинают говорить, это и есть фольклор, хотя лично мне это слово не нравится. А вообще я заметил, что когда ты живёшь за периферией, вдали от магистралей, то идёт какая-то спекуляция этникой. Живёшь на Алтае – играй на варганах. Даже если хочешь играть на синтезаторе, никому это не интересно. Что люди поймут о Сибири на нашей выставке? Это их личное дело. Большая часть людей вообще воспринимает мир как огромный супермаркет. Идёшь по нему с тележкой и говоришь: «Положите мне то, положите мне это». Фиг! Сами ходите, разбирайтесь, без инструкций.
- Это Вы имеет в виду, что никому ничего объяснять не будете?
- Не в этом дело. Можно и объяснить. Но поймёт ли человек моё объяснение?
- Дамир, но, откровенно говоря, в Омске сложно следить за современным искусством. Площадок для экспозиций современников практически нет.
- Да, у нас нет нормальных мест. Приезжают люди из других городов и спрашивают: «А как здесь, в Омске?». Я отвечаю: «А никак!». Выставочная площадка в музеях либо плановая, и нужно войти в план, либо коммерческая, значит, готовьте деньги. А галерею «Белый куб» я обожаю. Она отвечает требованиям современного искусства не с точки зрения экспозиционирования, а с точки зрения движения в искусстве.
- Отсутствие в Омске выставочных галерей - проблема общероссийская?
- Это проблема глобализации. Той глобализации, когда мы можем позволить себе купить всё что угодно, начиная от японского диктофона и заканчивая автомобилем «Порше». А выставки толковые довозят в лучшем случае до Москвы. Потому что хорошая выставка - очень дорогое мероприятие. Вот и везут в Омск Гойя и Дали на принтах или Никаса Сафронова. Имена известные, отчасти скандальные, вот люди и идут. Потребность же в выставочных площадях возникнет тогда, когда культура начнёт ездить по всему миру. Пока этой потребности нет. Хотя в той же Москве дикие очереди на выставки современного искусства, особенно в день открытия. Ещё один момент касается распространения Интернета. Сознание у людей меняется: зачем куда-то идти, если можно всё в компьютере посмотреть?
- По вашему мнению, мы доживём до того, когда культура поедет по миру?
- Я думаю, что поедет обязательно. При условии, что города будут развиваться. Сама культура существует, но желательно, чтобы она при этом цвела, двигалась вперёд. В Сибири много энергии тратится на согревание, а на что-то другое нас не хватает. В Сибири искусство по большому счёту держится на одержимых.
«Арт-расизм»
- Дамир, ваша картина «Чебурашка» известна во всей стране. Предугадать успех будущей работы вообще возможно?
- Успех – это случай, псевдоним Бога. Здесь сложно что-либо предугадать. Да и мотивации такой нет, чтобы сидеть и думать об успехе. Я просто делаю, и всё. Живу по принципу, как будто здесь в Омске - Нью-Йорк, куча галерей, дилеров, аукционов… Я понимаю, что ничего этого нет, но работаю так, как будто всё это на каждом шагу. Мне так проще. В противном случае буду просто сидеть и тихо скулить. Что касается «Чебуршки», то он год болтался в Омске, и я не знал, куда его деть! Это потом уже его выставили в Москве. Меня немного огорчает, что у нас всё делается через… (выдерживает многозначительную паузу и смеётся) Москву.
- И Вам никогда при таком раскладе не хотелось уехать из Омска и творить в масштабах страны?
- Мне иногда звонит один человек из Москвы и говорит: «Дамир, тебе нужно переехать к нам. Тут ты станешь художником». А я не могу понять, что за «арт-расизм»? Почему мне обязательно нужно куда-то ехать, чтобы себя проявить? Это нечестно, неправильно. Нужна децентрализация, да и Москва не резиновая. К тому же в Омске столько визуальных и аудиальных пустот, что их нужно кому-то заполнять. Давайте все в Москву рванём, а здесь что тогда останется?
- С этим понятно. А есть такие города или страны, где бы Вы хотели показать свои картины?
- У меня перед Новым годом возникла шальная мысль: а зачем всё это нужно? У меня есть два дома, участок земли, мастерская. Может быть, стоит сделать так, чтобы сюда ехали из других городов? Что касается того, где бы я хотел выставиться, честно скажу, что не знаю. Я ведь нигде не был. Кстати, не так давно отправил в Лондон четыре свои работы, а их на таможне задержали. Они были сделаны на жести, а по таможенному законодательству металл провозить нельзя. И кубический сантиметр своего шанса я просто упустил. Не судьба, наверное. А так бы всем говорил, вот я, дескать, в Лондоне выставляюсь. Это не была серьёзная выставка, но имена авторов картин довольно известные. Меня часто просят срочно прислать портфолио, выслать работы… Я одно время так и делала, а в ответ тишина.
- Складывается впечатление, что быть художником в России – это хобби, нежели способ заработать на жизнь.
- Я для себя определил, что художник не должен работать. Работа от слова «раб», а художник должен творить. Я сейчас живу вообще без денег, и они мне не нужны. Ко мне друзья приходят, продуктов привезут, что ещё надо? Петя (Пётр Ончуков, художник- Ред.) мне вчера 200 рублей на телефон положил. Да и сколько вообще можно работать, вы чего? У нас жизнь для чего дана? Почему мы сначала тратим здоровье на заработок, а потом заработок на здоровье? Чушь получается. Проще к жизни нужно относиться и жить настоящим. Единственный минус – холодно у нас, поэтому иногда хочется бросить всё и уехать куда-нибудь в Чили.
Досье:
Дамир Муратов, омский художник. Родился в Тобольске в 1967 году. Его работы входят в собрания музеев Омска, Новосибирска, Новокузнецка, Кургана, Зеленогорска, Сургута, Государственного центра современного искусства, а также в российские и зарубежные частные коллекции. Картины «Mickey Mao» и «CheBURASHKA» стали известны на всю страну, а также за её пределами.