А потом получается, что в десять, а то и более лет приходится вести ребёнка к логопеду и штурмом брать злосчастного «Грека», который «ехал через реку» и ловил там «раков». И если чадо картавит или вместо «раков» у него почему-то получается «лаки» - это ещё самый безобидный случай.
Логопедов с каждым годом становится всё меньше, а процент детей с разной степенью нарушений речи неустанно растёт. О проблемах правильного произношения и чистоты родного языка наш корреспондент беседует с Еленой Фигуренко, логопедом, победителем конкурса лучших педагогических работников, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Заглядываем в рот
- Елена Владимировна, почему у детей сейчас так много речевых нарушений?
- Здесь много факторов. Чаще всего к нам направляют детей с нарушениями речи в результате органического поражения головного мозга и речевого центра, вследствие осложнений течения беременности, родовых травм. Но не стоит исключать и социальные факторы: снижение уровня языковой культуры в целом, занятость родителей, которые не позволяют получить ребёнку навык говорения.
А ведь дефицит общения нельзя компенсировать развивающими компьютерными играми или передачами. Раньше бабушка рассказывала внукам сказки, так они ей в буквальном смысле в рот заглядывали, «считывали» артикуляцию каждого звука. А сейчас включили ребёнку западный мультфильм, где артикуляция героев не прослеживается.
Родители считают, что дефекты речи свойственны дошкольному возрасту и сами собой пройдут, а через несколько лет хватаются за голову. Ошибки проявляются на письме, и никакими правилами русского языка их не объяснишь. Это специфические логопедические ошибки - замещение букв, неправильное образование притяжательных прилагательных: «медведин хвост» вместо «медвежий». Каких только вариантов не выдают!
- А какие самые распространённые дефекты речи у малышей?
- Ошибки дошкольников разнообразны. Это замены, искажение звуков речи. Если ребёнок замещает «ш» на «с», или «р» на «л», то это не так страшно, здесь нужно просто поставить звук. Другой случай - искажённое звукопроизношение, которое вызвано нарушением артикуляции. Вырабатывается фонематический стереотип, и чем больше времени проходит, тем сложнее это исправить. Нужен постоянный контроль над тем, как ты говоришь. Часто бывает, что с логопедом ребёнок говорит идеально, а когда приходит домой - «каша во рту». Дома ведь не требуют говорить красиво.
- Когда не поздно отвести ребёнка к логопеду?
- Дошкольный возраст - самое благоприятное время для нормализации звукопроизносительной стороны речи. Именно в этом возрасте закладывается чувство языка. В начальной школе речевые недостатки ещё можно исправить. Сложность в том, что ошибки устной речи отражаются на письме. И если ребёнок, который не произносит шипящие, начинает писать, то у него и получается не «шишка», а «шиска», к примеру. Что слышит, то и пишет. Как с точки зрения русского языка объяснить, что ребёнок пишет «мама пошёл»? А он просто путает категории рода, и это тоже относится к логопедической работе.
А «суни кутят»
- Научить ребёнка правильной речи - кропотливое занятие, сколько на это уходит времени?
- В логопедических группах уходит два-три года. Но мы занимаемся и связной речью, и пополнением словарного запаса, звукопроизношением, развитием внимания, памяти. Каждый звук ставится, закрепляется в слоге, слове, словосочетании…
- А самый сложный случай из практики вспомните?
- У меня как-то были два мальчика-близнеца с нарушением звукопроизношения всех групп звуков, слоговой структуры, несогласованием в роде. Слова изменяли так, что не поймёшь. Например, «Суни кутят» - это «слюни текут». Я пыталась записывать за ними их реплики, но у них столько вариантов одного и того же слова! У некоторых детей бывает, что и заднеязычные звуки нарушены. Говорит «тофта» вместо «кофта», и всё тут. Хорошо, когда мамы детей своевременно реагируют на появление ошибок в письме.
- А взрослые люди к помощи логопеда сознательно обращаются?
- Редко. Взрослые привыкают к дефектному произношению и не замечают его. Помощь логопеда может потребоваться в тяжёлых случаях после инсульта, когда нарушается речь.
- Не все дикторы на телевидении сейчас отличаются идеальной речью…
- Слух режет. Но с этим ничего не поделаешь. Это снижение уровня языковой культуры нашего общества.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть