Примерное время чтения: 5 минут
2478

Когда не поздно отвести ребёнка к логопеду

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ в Омске 09/03/2010

А потом получается, что в десять, а то и более лет приходится вести ребёнка к логопеду и штурмом брать злосчастного «Грека», который «ехал через реку» и ловил там «раков». И если чадо картавит или вместо «раков» у него почему-то получается «лаки» - это ещё самый безобидный случай.

Логопедов с каждым годом становится всё меньше, а процент детей с разной степенью нарушений речи неустанно растёт. О проблемах правильного произношения и чистоты родного языка наш корреспондент беседует с Еленой Фигуренко, логопедом, победителем конкурса лучших педагогических работников, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Заглядываем в рот

- Елена Владимировна, почему у детей сейчас так много речевых нарушений?

- Здесь много факторов. Чаще всего к нам направляют детей с нарушениями речи в результате органического поражения головного мозга и речевого центра, вследствие осложнений течения беременности, родовых травм. Но не стоит исключать и социальные факторы: снижение уровня языковой культуры в целом, занятость родителей, которые не позволяют получить ребёнку навык говорения.

А ведь дефицит общения нельзя компенсировать развивающими компьютерными играми или передачами. Раньше бабушка рассказывала внукам сказки, так они ей в буквальном смысле в рот заглядывали, «считывали» артикуляцию каждого звука. А сейчас включили ребёнку западный мультфильм, где артикуляция героев не прослеживается.

Родители считают, что дефекты речи свойственны дошкольному возрасту и сами собой пройдут, а через несколько лет хватаются за голову. Ошибки проявляются на письме, и никакими правилами рус­ского языка их не объяснишь. Это специфические логопедические ошибки - замещение букв, неправильное образование притяжательных прилагательных: «медведин хвост» вместо «медвежий». Каких только вариантов не выдают!  

- А какие самые распространённые дефекты речи у малышей?

- Ошибки дошкольников разнообразны. Это замены, искажение звуков речи. Если ребёнок замещает «ш» на «с», или «р» на «л», то это не так страшно, здесь нужно просто поставить звук. Другой случай - искажённое звукопроизношение, которое вызвано  нарушением артикуляции. Вырабатывается фонематический стереотип, и чем больше времени проходит, тем сложнее это исправить. Нужен постоянный контроль над тем, как ты говоришь. Часто бывает, что с логопедом ребёнок говорит идеально, а когда приходит домой - «каша во рту». Дома ведь не требуют говорить красиво. 

- Когда не поздно отвести ребёнка к логопеду?

- Дошкольный возраст - самое благоприятное время для нормализации звукопроизносительной стороны речи. Именно в этом возрасте закладывается чувство языка. В начальной школе речевые недостатки ещё можно исправить. Сложность в том, что ошибки устной речи отражаются на письме. И если ребёнок, который не произносит шипящие, начинает писать, то у него и получается не «шишка», а «шиска», к примеру. Что слышит, то и пишет. Как с точки зрения русского языка объяснить, что ребёнок пишет «мама пошёл»? А он просто путает категории рода, и это тоже относится к логопедической работе.

А «суни кутят»

- Научить ребёнка правильной речи - кропотливое занятие, сколько на это уходит времени?

- В логопедических группах уходит два-три года. Но мы занимаемся и связной речью, и пополнением словарного запаса, звукопроизношением, развитием внимания, памяти. Каждый звук ставится, закрепляется в слоге, слове, словосочетании…

- А самый сложный случай из практики вспомните?

- У меня как-то были два мальчика-близнеца с нарушением звукопроизношения всех групп звуков, слоговой структуры, несогласованием в роде. Слова изменяли так, что не поймёшь. Например, «Суни кутят» - это «слюни текут». Я пыталась записывать за ними их реплики, но у них столько  вариантов одного и того же слова! У некоторых детей бывает, что и заднеязычные звуки нарушены. Говорит «тофта» вместо «кофта», и всё тут. Хорошо, когда мамы детей своевременно реагируют на появление ошибок в письме.

 - А взрослые люди к помощи логопеда сознательно обращаются?

- Редко. Взрослые привыкают к дефектному произношению и не замечают его. Помощь логопеда может потребоваться в тяжёлых случаях после инсульта,  когда нарушается речь.

- Не все дикторы на телевидении сейчас отличаются идеальной речью…

- Слух режет. Но с этим ничего не поделаешь. Это снижение уровня языковой культуры нашего общества.          

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах