Руслан Айтмагометов отбывает наказание в одной из омских колоний. Впереди ещё четыре года зоны, позади - работа в строительной организации, семья, мать-пенсионерка и преступление, которое перечеркнуло всю эту картину раз и навсегда.
С будущей женой Машей Руслан познакомился ещё в школе, потом была служба в армии, женитьба, бесконечные переезды с одной квартиры на другую. Теперь он даже не может вспомнить, с чего всё началось.
Первый - не последний
Говорит, однажды вернулся домой с работы усталый, абсолютно трезвый, а жена, которая в то время находилась на седьмом месяце беременности, не успела во время подать ему чистое полотенце.
- Я ударил её по лицу. Сильно, наотмашь. Сам не понимаю, как это могло произойти, и не понимаю, почему она не дала мне сдачи, не закричала. Я бы, наверное, опомнился.
Через минуту ярость прошла, и Руслан почувствовал, что ему стало легче. Чувство стыда за содеянное даже не шевельнулось в его душе. Дальше - больше. Он стал поколачивать Машу с завидной регулярностью.
Она молчала. Утирала слёзы, зализывала раны, но молчала. Ни родители, ни соседи не догадывались о том, что происходит в молодой семье.
А Руслан стал проявлять изобретательность. Бил жену так, чтобы не оставалось синяков на открытых участках тела, на всю катушку включал телевизор... Ему даже не нужны были причины для этого. Он просто пытался "снять стресс".
Ничего не меняется
С рождением старшего сына Даниила ситуация немного изменилась. В квартире стали чаше бывать новоиспечённые бабушки и дедушки, Маша практически никогда не бывала одна. Малыш родился беспокойным, молодая мама не спала ночи напролёт. Правда, папаше до этого не было никакого дела, но Мария была рада уже тому, что её не трогают. Затишье продолжалось целый год.
Первый день рождения сына Руслан начал отмечать на работе. Домой пришёл уже навеселе. На пороге его встретила испуганная Маша: у Даниила поднялась температура, ребёнок весь день метался в бреду, вот-вот должна приехать "скорая"...
Но вместо поддержки женщина получила звонкую оплеуху.
- Мне показалось, что она специально говорит мне всё это, чтобы не готовить праздничный обед. Назавтра была суббота, и к нам должна была приехать вся моя родня, - вспоминает Руслан.
От очередных побоев Машу спасла приехавшая "скорая". Мать и ребёнка увезли в больницу, где они провели почти месяц. За это время Руслан ни разу не пришёл навестить свою семью. Сейчас он вроде бы понимает, что был неправ. Говорит, что, если бы мог, поступил бы иначе. Но прошлое нельзя переписать заново.
Когда время не лечит
Излагать всю историю жизни этой семьи - дело долгое. Если вкратце, то за пять лет супружеской жизни не накопится и пары спокойных лет. Руслан пил, бил, выгонял жену и сына из дома. Ситуация стала известна родне, были долгие разговоры по душам с матерью, переезд Маши и Даниила к её родителям, одинокие вечера в пустой квартире.
- Мне было плохо без них, я решил, что больше не буду портить жизнь ни им, ни себе. Пришёл к тёще, упал на колени перед Машей, попросил вернуться. Почему она поддалась на мои уговоры, я не знаю, наверное, и правда любила меня, - рассуждает Руслан.
Так или иначе, супруги воссоединились, но уже в первый же вечер жена получила очередную затрещину. Одну, другую, третью, потом Руслан стал бить её ногами, колотил всем, что подвернулось под руку...
Он убивал её на глазах у сына, который, вцепившись в мамину руку, плакал, кричал, пытался защитить родного человека. Только не смог... не сумел. Да и как четырёхлетнему ребёнку справить со взрослым разъярённым мужчиной.
Потом судебные эксперты напишут, что на теле Марии Айтмагометовой были обнаружены множественные кровоподтёки, ссадины. Она получила разрывы внутренних органов, перелом рёбер, но фатальной стала рана головы, нанесённая тупым предметом. Как выяснилось в ходе следствия, Руслан добивал свою жену табуреткой.
...Сегодня Даниил Айтмагометов живёт с бабушкой и дедушкой. Они до сих пор оплакивают смерть своей дочери, и залечить эту рану не сможет даже время.
Страшная реальность
Таких семей великое множество. Семейное насилие в нашей стране достигло каких-то невероятных высот. Мужья убивают жён, матери калечат детей. Что это? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В Советском Союзе насилие в семье было "закрытым" вопросом. Им занимались только криминалисты и другие специалисты при изучении преступлений, совершенных в семейно-бытовой сфере. Насилие в семье не могло стать социальной проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.
В открытую об этой проблеме заговорили благодаря женскому движению в 90-е годы прошлого столетия. Были обнародованы ошеломляющие данные: 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают по количеству жертв от новых видов насильственных преступлений. Женщины и дети составляют 70% всех жертв семейного насилия.
В наши дни картина изменилась только в сторону увеличения женской доли внутрисемейных преступлений.
Кстати, как отмечают специалисты, в кризис общая ситуация только ухудшилась, и главная проблема, с которой приходится сталкиваться милиции и общественникам, - это всеобщее молчание. И 20 лет назад, и сегодня все участники семейных междуусобиц предпочитают сор из избы не выносить.
Комментарий специалиста
Марина Тертышная, психолог:
- Обычай избивать жену так же стар, как и сам брак. В самые давние времена, свидетельства о которых дошли до нас, закон открыто поощрял и санкционировал обычай избивать жену. Мы претендуем на звание цивилизованных людей, а на самом деле недалеко ушли от наших предков.
Если говорить о России, то в нашем обществе долгие годы считалось, что брак является истинной самореализацией для женщин. Часто, подвергаясь насилию, женщины думают: "Пусть, зато у моих детей есть отец". Но на самом деле для детей это крайне негативный опыт, который непременно скажется на их дальнейшей жизни. Терпеть семейное насилие нельзя ни в коем случае. Ждать, что человек образумится, бесполезно. Либо он действительно поймёт, что надо что-то менять и обратится за помощью к специалистам, либо так и будет подвергать своих близких пыткам.