Об этом не принято говорить вслух или заострять внимание. На "коррекционных" детей социум любит навешивать кричащие ярлыки и затёртые штампы. "Неполноценные" и "необучаемые" - лишь самые корректные из них. Немногие понимают, что, по сути, это такие же дети, как и остальные. Две руки, две ноги. Просто они никогда не смогут осознать многих элементарных, на первый взгляд, вещей.
"Мама мыла раму" - эти три слова, "классику жанра" советских букварей, 12-летняя Катя старательно выводит на доске уже больше пяти минут. В этом возрасте девочка с трудом осваивает программу первого класса обычной общеобразовательной школы. Диагноз далеко не утешителен - олигофрения. Клеймо на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому врачи предпочитают более мягкую обобщающую формулировку медицинского термина - умственная отсталость.
Если диагноз - болезнь Дауна
Большинство таких "коррекционных" детей - сироты. Кого-то непутёвые мамаши "забыли" в роддоме, кого-то сознательно отдали на попечение детских домов... Несложно догадаться, что в основном эти дети появляются на свет в неблагополучных пьющих семьях, где представление о морали весьма туманное. За грехи родителей отвечают дети - такова закономерность. Умственная отсталость до 70% врождённая. Сложно смириться с тем, что ребёнок неполноценен. Но у каждого человека свой путь, и это нужно принимать спокойно. И если диагноз - болезнь Дауна, то это не означает, что мир рухнул. Отчаяние не выход из ситуации. Ребёнка необходимо вовремя показать специалистам, которые помогут ему адаптироваться в обществе.
Вся жизнь - пионерский лагерь
Коррекционных школ, в отличие от детских домов, на территории Омской области не так уж много - 21. В трёх из них дети живут постоянно. Играют, учатся, взрослеют... Казённая кровать и тумбочка. Вроде бы всё своё, но вместе с тем такое чужое. Эти детские дома для умственно отсталых детей напоминают пионерский лагерь. Только "сроком" он на десять лет. Родители к своим ребятишкам практически не приходят: вычеркивают из жизни своего неполноценного ребёнка. Поэтому мамой детки называют учителей. По словам Натальи Дринь, директора коррекционной школы-интерната N 5, женщины, которые посвящают себя работе с трудными детьми - настоящие героини: "У нас нет так называемой "текучки" кадров, потому что отсюда либо уходят сразу, либо работают всю жизнь. В эту коррекционную школу я пришла 29 лет назад. Начинала как учитель-дефектолог, с недавнего времени стала директором интерната. Психологически это очень сложная работа, но без этих ребятишек я уже не могу".
Завязывать шнурки тоже учат
Как же проходит обучение в этих специализированных школах для "неправильных" детей? Классы здесь небольшие, рассчитанные на 12-14 человек. У всех детей на фоне сниженного интеллекта наблюдаются и другие расстройства - неуравновешенная психика, повышенная или, наоборот, сниженная эмоциональность, иногда агрессивность. К каждому нужен индивидуальный подход. Способность к обучению тоже у всех разная. Имя существительное здесь изучают на протяжении... года. Глагол - ещё 12 месяцев. Остальные части речи - по той же схеме. На математике детей учат элементарному счёту, на чтении "проходят" несложные добрые тексты о мире и дружбе. Наверное, поэтому воспитанники этих коррекционных школ очень отзывчивые и добрые ребята. Им никогда не прочитать произведения Гоголя, Толстого и Достоевского. Они их просто не поймут. Зато они искренние и умеют работать руками. Уроки труда здесь на первом месте.
"Найди меня, мама!"
На протяжении всего периода обучения родители обязаны платить на ребёнка алименты. Социальные педагоги делают всё возможное, чтобы найти нерадивую мать и привлечь к ответственности. Если они сироты - государство в помощь. Поэтому после окончания такой специальной школы у детей есть необходимые средства к существованию. Плюс к этому - место в ПТУ и комната в общежитии. Уровень интеллекта - шестой класс массовой школы. Нобелевскую премию с такими данными, конечно, не получишь. Но жить-то ведь можно. И как показывает практика омских коррекционных школ, умственно отсталые дети весьма успешно адаптируются в обществе, их нарушения психики не сразу бросаются в глаза. А некоторые, спустя годы, даже возвращаются в свои родные семьи. Историй со счастливым концом по пальцам пересчитать, поэтому педагогический состав школ не устаёт их рассказывать. К примеру, Сергея Шлоссера, воспитанника коррекционной школы-интерната N 5, родители забрали домой спустя...15 лет! Когда-то давно они оставили его в роддоме. "У мальчика, к сожалению, тяжёлая форма ДЦП, он недееспособен и вряд ли выживет", - разводили врачи руками. Мальчик выжил. Учился в коррекционной школе, а спустя годы благодаря социальным педагогам были найдены родители. Своего повзрослевшего сына они увезли в Австрию, и... не могут на него нарадоваться.
Ребёнок "с изъяном"
Общество, в большинстве случаев, абсолютно равнодушно к неполноценным детям. Энтузиастов, которые принимают активное участие в судьбе маленьких обиженных судьбой мальчиков и девочек, - меньшинство. Но ведь именно такие дети способны показать взрослому человеку, что такое настоящая искренность и благодарность. И очень может быть, что это - их высшая цель.
Кстати
На рождение умственно отсталого ребёнка влияет наследственность (передаётся на генетическом уровне), а также заболевания и инфекции, перенесённые матерью во время беременности - диабет, гипертония, гепатит, астма, эмфизема - всё это ведёт к гипоксии плода. Курение и злоупотребление алкоголем также может стать причиной лёгких и глубоких форм умственной отсталости будущего ребёнка.
Комментарий специалиста
Елена Франкова, преподаватель русского языка и чтения в коррекционной школе-интернате N 5:
- С такими детьми я работаю уже 15 лет. Задача нашего педагогического состава - адаптировать их к социальной жизни. Ведь эти дети с особыми потребностями. Следовательно, подход к ним тоже нужен особый, поэтому методы преподавания самые доступные. Знания даются только те, которые пригодятся в жизни. У них наглядное мышление, поэтому то же сочинение они никогда самостоятельно не напишут. Им требуется много внимания, а для этого необходимо запастись безграничным терпением.