Примерное время чтения: 5 минут
70

"Какой хороший театрик придумывается..."

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ в Омске 07/05/2008

В таких кукол в "Арлекине" ещё не играли. Как "оживить" обычную марионетку, понятно даже ребёнку. А вот как оживить куклу, у которой все части тела существуют отдельно друг от друга? Обладательница "Золотой маски" художница Ольга Верёвкина компромиссов не любит. Если уж решили, что основами для кукол станут образы Сальвадора Дали, значит, придется самим становиться сюрреалистами.

Премьерная постановка "Кармен. Мериме" стала парадом кукол Веревкиной. Персонажи картин трех великих испанцев - Франсиско Гойи, Сальвадора Дали и Пабло Пикассо - стали прообразами ее кукол и одновременно тремя "слоями" спектакля. Но единственная "золотомасочница" из числа омских художников говорит, что даже самая обаятельная и красивая кукла "в одиночку" не может ничего. Живой и убедительной она станет только с помощью актера.

- Но оживить такой объект непросто. Пока нам это ещё трудновато дается, но мы все равно добьёмся задуманного эффекта, потому ведь и пошли на этот эксперимент. Изначально предполагалось, что актеры будут управлять некоторыми куклами, находясь на высоте, над сценой. Пока мы эту идею оставили, но не отказались совсем. Возможно, кто-то хотел бы увидеть классическую, традиционную, понятную до конца историю Хосе и Кармен без технических наворотов. Но вот этот спектакль мы задумали именно таким.

- Понравилось быть сюрреалистами?

- Это интересно. С режиссёром Борисом Саламчевым мы решили, что "Кармен" - именно сюрреалистическая история. Влюблённый человек вряд ли находится в состоянии реальности. Вот мы и пострались передать сильные чувства в сюрреалистическом стиле. Но параллельно с миром страсти в истории есть и подробные, бытовые описания. Для иллюстрации этого бытового мира очень подходят картины Гойи. Так у нас появились реалистические куклы. А когда человек в своем чувстве достигает какого-то пика, он переходит уже в другую стадию. В спектакле мы нашли её выражение в стиле Пикассо.

Колизей из поролона?

- Почему иногда куклы так похожи на актёров, которые с ними работают? Портретное сходство обязательно?

- Конечно, нет. Иногда это просто совпадение. Причём очень случайное. Для "Белоснежки" я рисовала гномов, и мне хотелось каждого из них сделать разным. И когда я разложила на столе готовые эскизы, выяснилось, что один гном похож на друга моего сына, другой - на знакомого, третий - на родственника. Всем нашлись "аналоги". А с Принцессой из спектакля "Принцесса на горошине" вообще странно получилось: куклу придумала отвлечённую, а потом встретила совершенно незнакомую девочку, которая была как две капли воды на эту Принцессу похожа...

- Вы работаете не только с "Арлекином", но и с другими омскими театрами. Что бы вы сами отнесли к своим творческим удачам?

- "Старосветская история" в "Пятом театре" родилась легко, оказалась очень лаконичная и достаточная работа. В том же театре - "Альпийское сияние". Задача художника - придумать пространство, в котором будет удобно существовать актерам, строить сцены режиссеру, художнику по свету создавать красивые картинки. Это ведь важно: попал ли артист в фанерную, плохо прокрашенную ширму, или в декорацию, созданную, как настоящий мир. И когда ты сам попадаешь в выстроенное тобой пространство, испытываешь настоящий драйв. Так что если делать Колизей, то с каменной фактурой, а не с эффектом приклеенного поролона.

Имею право на своего дракона!

- "Золотая маска" что-то изменила в вашей жизни?

- Я не почувствовала, чтобы прибавилось популярности. Но я замечаю, что для театра, который приглашает художника, это важно: вот он - лауреат "Золотой маски". А мне просто приятно, что у меня есть новая, интересная работа.

- Некоторые художники показывают свои работы детям. Это что-то вроде "проверки на правду"...

- Детская фантазия срабатывает моментально. И любая картинка, которую ты рисуешь, вызывает у ребенка кучу эмоций. Они тут же начинают добавлять: вот тут неправильно, тут надо так, а драконы вообще такими не бывают. Тогда я говорю: нарисуй своего дракона! Может, я именно таким его и представляю? Имею на это право!

- Но, тем не менее, к советам своих детей вы прислушивались?

- Да. Либо до конца свое мнение отстаивала, спорила, что дракон должен быть таким. Сейчас у меня дети уже взрослые, им не до драконов. Но с сыном, который занимается компьютерной графикой, я часто советуюсь.

- Вы вспоминаете своих любимых кукол, когда придумываете эскизы для спектаклей? Как сделать куклу, чтобы для актёра она тоже стала любимой?

- Специально об этом не думаешь, но каждый раз подключаешь массу своих личных впечатлений. И взрослых, и детских. Иногда с режиссёром просто начинаем вспоминать, что было в нашем детстве. Надо найти точное ощущение мира, чтобы его сделать и попасть внутрь. Написано в пьесе, что на сцене должны быть дом, стол, стул, стены. Но рассказывается ведь не о стенах и стульях. И передать настроение надо так, чтобы зритель это почувствовал.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах