Примерное время чтения: 6 минут
91

"Мне нравится, когда люди счастливы"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ в Омске 14/05/2008

Уже который раз режиссер из Италии Паоло Эмилио Ланди приезжает в Омск, работает с труппой театра драмы, разговаривает с актёрами на русском языке, а в театре еще никто так и не выучил итальянского...

- Зачем им итальянский, они же не оперные певцы. А если я ругаюсь, они меня понимают! - смеется режиссер. - Я так много путешествую, что уже не чувствую себя итальянцем. Я и американец, и европеец, и на целую половину русский. Иногда даже говорю дома: "Знаете, мы, русские, так делаем" (смеется). Мне нравится держать часть вашей культуры внутри себя.

Говорит, что когда репетирует новый спектакль в Омске, то думает на русском. И, между прочим, считает, что это плохо.

- У меня никогда не хватает времени на занятия с самоучителем, поэтому говорю я как какой-то эмигрант. Иногда меня за грузина принимают. Когда знание языка примитивное, бывает так, что смысл существует сам по себе, без слов. И я пытаюсь сказать то, что хочу, и по-итальянски, и по-французски, и по-английски, а актеры смотрят на меня как на сумасшедшего. А потом я просто поднимаюсь на сцену и говорю: "Слушай, делай так! Ты меня понял?".

Алексеев - как Феррари

- В вашем спектакле "Человек и джентльмен" титры в стиле немого кино выдают надпись: "Валерий Алексеев, народный артист Италии". В зале смеются, потому что знают: это российское звание. В Италии подобные звания дают?

- Мы это специально придумали, это шутка! У нас никаких званий нет. В Италии вообще любой человек может выйти на сцену и играть даже без театрального образования.

- Скоро премьера вашего спектакля "Мнимый больной" по Мольеру. И снова у Валерия Ивановича главная роль.

- Ну, Валерий Иванович, как это объяснить... Тебе дают возможность ехать на Феррари. Наверное, это Феррари, у которой есть свои сложности, обычный человек водить такую машину не умеет. Но зато она красивая и мощная! Мы уже столько лет с Валерой вместе работаем! И спектакли наши с ним долго живут.

- А чем Мольер интересен нам сегодня?

- Он потрясающе современный! Болезни, лекарства, шарлотаны - все это есть и в России, и в Италии. Медицинский бизнес держится на нашем страхе, а страх - сильный инструмент. Врачи нам дают не лекарство, а гарантию на жизнь. И мы хотим им верить. Разве не современная тема? У нас действие происходит во время карнавала. Будут песни, танцы, музыка. Я это люблю, когда в театре можно соединить самые разные искусства.

Не хочу обманывать

- У каждого режиссера есть своя личная тема, которую он проводит из спектакля в спектакль. Какая у вас?

- Я считаю, что жизнь - это бессмысленная история, биография - великий обман. И ты должен найти какую-то нить, которая соединит все точки твоей жизни. А это возможно, только если оглянуться назад: тут я сделал это, вот тут - это, и одна линия соединяет все точки, как будто в жизни был какой-то смысл. Но сейчас я живу, и этот смысл не известен никому, и поэтому каждую секунду необходимо жить, как последнюю, как будто завтра меня может не быть. Вот это я и пытаюсь делать.

- А как?

- Делать спектакли, которые соединяют сцену и публику и не строят барьеров между людьми. Мне хочется, чтобы зрители сидели и думали: вот это смешно, это символично, это интересно, а это касается меня именно сейчас. Не люблю натуралистический театр. Ведь меня обманывают те люди, которые "гуляют" по сцене, потому что это не настоящие люди, а актеры, которые говорят текст. Не хочу обманывать, хочу оставаться на границе обмана и разоблачения. Мы так плохо себя ведем на этом свете, что если у нас есть малейшая возможность сделать людей счастливыми хоть на два часа спектакля, это уже что-то. Мне нравится, когда люди счастливы.

Девчонки и баскетбол

- Россию понять невозможно. Любовь и страдание так близко живут у вас! А я, солнечный, южный человек, думаю, что любовь - это, в первую очередь, радость, желание жить. Нереально понять ваш менталитет. Тебе могут точно объяснить, почему что-то невозможно, но объяснить, как сделать, чтобы было возможно, никто не может! И тем не менее, здесь теплые люди, а это в мире редко бывает. Вот сидит женщина на вахте театра, и как только я звоню из Италии, она радостно переспрашивает: "А, Паоло, это ты!" А я ее голос впервые слышу! Зато теперь знаю, что попал туда, куда звонил (смеется). Эта женщина просто видела мои спектакли, просто говорила мне "здравствуйте" и "до свидания", а столько тепла!

- В прошлый раз вы взяли с собой в Омск на премьеру "Человека и джентльмена" своего сына. Новую работу папы он увидит?

- Нет, он не сможет приехать.

- А чем он сейчас занимается?

- Так... баскетбол, девчонки, английский и испанский языки.

- Именно в таком порядке?

- Девчонки пока в меньшей степени (смеется). Ему только 15, и он сейчас учится, математику очень любит. Иногда мы работаем вместе, я беру его ассистентом, когда мы едем снимать сюжеты для телевидения. Работать в театр, я надеюсь, он не придет. Пусть настоящую профессию себе найдет (смеется).

- Представьте, незнакомый человек спрашивает у вас, кто такой этот Паоло Эмилио Ланди? Что вы ему про себя расскажете?

- Ну, это какой-то итальянец, который пришел сюда непонятно почему (смеется). Сделаю вид, что не знаю такого, но если у человека есть желание, пусть он сходит и посмотрит его спектакль. Не скажу, что я скромный. Не хочу ни с кем играть. Мне интереснее почувствовать человека, который рядом, и прожить с ним вместе какие-то секунды своей жизни.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах