О том, как работает кукольник, будущем театре и почему иногда куклы «не слушаются», omsk.aif.ru поговорил с Александром Кузнецовым.
Мальчик и театр
Ксения Белодедова, корреспондент omsk.aif.ru: С чего у вас началось увлечение куклами?
Александр Кузнецов: Всё начинается с детства. У нас в семье трое детей, и все мы были вынуждены находиться в театре кукол. Когда я был маленький, театр кукол меня увлекал, как и любого ребёнка. Правда, потом лет в 12 у меня появились другие интересы. В 18 лет я окончил школу, и возник вопрос, что делать дальше. В школеучителя, мягко скажем, не верили в меня, и я в ужасе думал, куда же я пойду. Я спросил у родителей, как поступать в театральный институт. Ответ был: очень просто. В результате я выучил басню, стихотворение и кусочек прозы, и поехал поступать в Ярославль. Сначала театр меня не интересовал вообще, и поступление в вуз было возможностью уехать из Омска. Интерес пришёл позже, во время учёбы в институте.
-Помните свой первый спектакль?
-Честно говоря, не очень. Первый раз я играл волка, и мои первые впечатления были неоднозначными. В институте мы всё долго оттачивали, то в театре был ввод в течение двух недель, а затем состоялся спектакль. Сначала было ощущение какой-то сумбурности. Но для зрителя всё происходило как обычно. Только со временем я понял, что так оно всё, в общем, и происходит. Просто надо быть готовым ко всему. Думаю, что в этом и заключается мастерство артиста.
-Считается, что мальчики не играют в куклы. А во что вы играли в детстве?
-Я во всё играл: в самолётики, танчики и в куклы тоже. Мне очень нравились игры. Кстати, они были близки к театру. Мы с сестрой любили сказки, и играли существами, которые она сама делала. Мы до того вживались в роли, что посыпали бумажным снегом диванные горы, создавая препятствия маленькому существу. Это было интересно.
-Как друзья отнеслись к вашей профессии?
-Да никак, если честно. Когда я уезжал поступать, не помню, чтобы мне кто-то что-нибудь говорил по этому поводу. А сейчас вполне уважают мою профессию.
Трудности и марионетка
-Для вас кукла это друг или больше рабочий инструмент?
- Наверное, второе. Не могу сказать, что кукла – это друг. Это инструмент, с которым надо долго работать. Бывает, что как только какую-нибудь куклу оставляешь на какое-то время, то возникает ощущение, что рука её никогда и не брала. Это невыносимо. С марионетками работать очень сложно. Правда, у меня было в жизни два спектакля, когда я смотрел на свою марионетку и не понимал, кто её водит. Казалось, она живет сама по себе.
-В чём сложность работы кукольника?
-В перегибе спины. Это шутка. Вообще не знаю, у меня не было особых сложностей.
-Сейчас есть тенденция к объединению театров, например, кукольного и драматического. Наверное, не хватает средств выражения. В драматическом театре используют кукол, в кукольном – драму. В Ярославле в одном здании находится ТЮЗ и театр кукол, и они решили объединять два театра. Конечно, это больше экономический проект, не думаю, что труппы объединяться в один творческий коллектив.
-Отличается ли российский театр кукол от зарубежных?
-Восточные театры, например, в Китае, очень традиционные. Там всё построено на мастерстве артистов, которое оттачивается годами. Например, один человек может 10 лет специализироваться на управлении рукой куклы, работая помощником мастера. Во многих странах Востока кукольное представление – это даже не театр, а священный религиозный ритуал. В европейском театре режиссер и актер самовыражаются через яркую броскую внешнюю форму. Например, к нам приезжали поляки, так им даже кукла особо не нужна, - они ей размахивали на сцене как каким-то предметом, это было даже немного страшно. Российский театр он более внимательный, вдумчивый и по отношению к литературному материалу, и по отношению к кукле. Мы хотим у зрителя вызывать сопереживание к нашим кукольным героям.
О курьёзах
-Какие с вами случались забавные случаи во время спектаклей?
-Их было много. Как-то на спектакле «Три судьбы сына фараона», где я в одной из сцен руководил и куклой принца, и куклой слуги, внезапно у одной из кукол отваливается рука. Отпустить трость, к которой она была прикреплена, я сразу не мог, и получилось так, что оторванная рука летала рядом в воздухе. Ещё было смешно, когда я в этом же спектакле выходил на сцену и должен был танцевать в костюме фараона. Встаю с колен, разворачиваюсь к зрителям и понимаю, что юбка, которая была на мне, лежит на полу. Я чуть со смеха не умер. Хорошо, что мое лицо скрывала маска фараона. Конечно, поднял юбку, медленно надел.
-Кто ваш главный критик?
-Главный критик-моя мама. Она не любит халтуру в театре, всегда её видит. Когда бывает на спектаклях с моим участием, я очень волнуюсь. Как правило, у меня тут же всё начинает валиться из рук.
- А ваш дедушка легендарный артист-кукловод Тадеуш Мечиславович Варжало давал Вам профессиональные советы?
- Нет. Но радовался, что я продолжил династию.
-Кто вам нравится в кукольном мире?
- Как актеры мне очень нравятся моя мама актриса Наталья Кузнецова и мой однокурсник Илюша Логинов, который работает в Архангельске. Как режиссеры меня привлекают Борис Константинов, возглавляющий сейчас Центральный театр кукол им. Сергея Образцова, и главный режиссер Ярославского театра кукол Алексей Смирнов, который поставил у нас спектакль «Сказка о добром короле, его мудрой жене и хитрой тетушке Уне».
-В чём успех артиста кукольного театра?
- Сложно сказать. Главный наш зритель - это дети и, конечно же, хочется, чтобы после спектакля им снова захотелось прийти в театр. Но ребёнку абсолютно всё равно, что за артист великолепно сыграл рыцаря или мышку. Успех к кукольнику, как правило, приходит на фестивалях, когда коллеги оценивают и признают работу. Бывает, что зрители нам дарят цветы, но это чаще происходит на спектаклях для взрослых.