Примерное время чтения: 6 минут
249

Дмитрий Войдак: «Кукольный театр - это вам не шарик на пальце!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ в Омске 11/05/2011

Все краски этого мира недавно можно было увидеть и в Омске. II Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина» собрал лучших представителей этого искусства. На протяжении девяти дней театры из 14 стран мира демонстрировали своё мастерство. От омского «Арлекина» на конкурсе был представлен «Ревизор». О философии, кукловодах и фестивалях «АиФ в Омске» рассказал Дмитрий Войдак, исполнивший в спектакле главную роль Хлестакова. На прошедшем фестивале актёр также получил спецприз жюри за исполнение роли Петрушки.

Читая Гоголя

- Дима, такие фестивали, наверное, отлично помогают приучать взрослую публику к кукольным спектаклям.

- Омский зритель на спектакли иностранных театров всегда ходит - это интересно. Но проблема в том, что желающих посмотреть постановку намного больше, чем тех, кто может себе это позволить. Ну не могут у нас в городе люди заплатить за билет от 200 до 500 рублей. Это дешевле, конечно, чем спектакли «Золотой маски», но ведь в кукольный театр билет обычно берут не только для себя, но и для ребёнка. А если в семье двое детей?«Арлекину» вообще повезло с наличием вечернего репертуара. Есть многие театры кукол, где вся труппа - восемь человек, и каждый друг другу актёр, директор и бухгалтер. Они ставят ширмочки и работают в детских садах. В этом нет ничего плохого, но хочется же попробовать себя в чём-то большем.

- С детьми понятно. Но в омском «Арлекине» часто ставят спектакли для взрослых. Они свою целевую аудиторию привлекают?

- И даже более этого. К примеру, мы ставили спектакль про Колчака - «Оболганные и забытые». Удивительно, но на него сначала массово ходили люди именно пожилого возраста. Иногда казалось, что они даже успели пожить во время правления адмирала. Поэтому нельзя строго ограничивать рамки кукольного театра. Тот же «Ревизор» ориентирован на школьников.

- Однако у вашего «Ревизора» вольная трактовка. В конце спектакля актёры вообще выходят с пивом и гитарами...

- Каждый спектакль - это творение режиссёра. Наш «Ревизор» хоть и перекликается со школьной программой, но поставлен по мотивам Гоголя. К нему нельзя относиться буквально.

Петрушки и марионетки

- Профессия кукольника редкая. Это мечта детства - стать кукловодом?

- Просто актёром. Обычная история - ходит ребёнок в театральный кружок, с выражением читает стихи, вокруг постоянно говорят: «Актёр, актёр, актёр…». Так я и окончил колледж культуры и искусств. Тогда курс как раз набирал Борис Михайлович Саламчев (главный режиссёр  «Арлекина». - Ред.), который при поступлении спросил: «Что для тебя кукольный театр?». Для меня это был, грубо говоря, шарик на пальце. Изнутри этот мир оказался совсем другим. На втором курсе меня взяли в труппу актёром вспомогательного состава. Первая роль - руки Синей Бороды.

- В смысле?!

- Это, наверное, только кукольники могут понять (смеётся). Когда человек управляет куклой, то руки у него заняты. А у персонажа - Синей Бороды - они  по задумке режиссёра должны быть живыми. Вот я и стоял рядом с Синей Бородой, играл эти самые руки. После этого мы с одногруппницами из колледжа поехали в Питер поступать на кукольное отделение академии театрального искусства.

- Чему пять лет учат будущих кукловодов? Из зрительного зала кажется, что управлять куклой просто.

- У каждой куклы свои нюансы. Петрушка - самая подвижная кукла, она делает всё, что может делать рука. Плавные движения её убивают. Тростевая - более очеловеченная, её любили  в советских театрах кукол. А вот марионетка не терпит суеты, резкие движения ей противопоказаны. Но это самая философская кукла. Не мы управляем марионеткой, а она нами...

«Кукловоды, за ширму!»

- А тебе никогда не говорили, что кукольный театр - это несерьёзно?

- Говорили, но не в упрёк. А ещё спрашивали, почему я в Питере не остался. А зачем? Во-первых, я уже работал в «Арлекине». Во-вторых, я знаю людей, кукольников с высшим образованием, которые в костюме медведя перед кафе ходят. И это их актёрская работа.

- Дима, никогда не возникало желания попробовать себя в роли драматического актёра?

- Если бы мы были людьми за ширмой, то, конечно, хотелось бы. Но кукольный театр вышел из-за ширмы, сейчас это синтез многих видов театрального искусства. Хотя некоторые критики считают, что это неправильно, и на фестивалях иногда в шутку говорят: «Кукловоды, куда вышли? Быстро за ширму!». Не все понимают, но кукла на самом деле может больше, нежели обычный актёр. Вот как обычно в спектаклях «убивают» персонажей? Ткнут шпагой в подмышку человека, и всё. Он потом в финале встанет и будет кланяться. А кукла умирает по-настоящему. Например, марионетке можно обрезать нить. Без неё она беспомощна. И не оживёт в конце спектакля.

- Сложно перестроиться с таких кровавых сюжетов на детские спектакли?

- Нет. К тому же для детей очень интересно играть! Это самый благодарный зритель, который всему верит и которого хочется радовать. Однажды у нашего актёра Геннадия Власова был бенефис. И в конце директор «Арлекина» Станислав Дубков сказал зрителям: «Давайте поздравим нашего актёра...». И вдруг на сцену вышел один ребёнок. Вышел и обнял Власова. Потом другой, третий, четвёртый… Я вот сейчас вспоминаю, а у меня до сих пор мурашки по телу бегут. Есть такие моменты, которые дорогого стоят. И очень хочется, чтобы и у меня был бенефис, на котором на сцену выйдет точно такой же ребёнок, обнимет меня и скажет: «Спасибо!».

Досье

Дмитрий ВОЙДАК, 1979 г. р., актер театра куклы, актёра, маски «Арлекин» с 1999 г., лауреат премии губернатора Омской области. За 12 лет работы в театре сыграл 58 ролей. Женат, есть сын Степан, родившийся в Международный день кукольника - 21 марта.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах