Примерное время чтения: 6 минут
85

Между "Властелином колец" и "Гарри Поттером"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ в Омске 02/04/2008

Что читают наши дети и читают ли вообще? Во Всемирный день детской книги, который отмечается сегодня, 2 апреля, "АиФ в Омске" поинтересовался у омских писателей и библиотекарей о проблемах самых маленьких читателей.

"Современным детям не хватает книг, которые бы говорили об их сегодняшней жизни, были бы актуальны и рассказывали о переживаниях их сверстников, - рассказала Елена Монахова, главный библиотекарь службы "Детское чтение" отдела организационно-методической работы центральной городской библиотеки книги. - Книгу, где описаны мода и техника шестидесятых годов, будет читать далеко не каждый подросток".

По словам библиотекарей, подростки сегодня - самая обделенная категория читателей. Проблема не только в том, что произведений для детей появляется очень мало. "Хорошая и качественная литература заменяется детскими детективами - литературными подделками", - говорит Елена Монахова.

"Действительно, есть опасность, что наши дети полностью перейдут со своей литературы на западную, - считает Татьяна Четверикова, омская писательница, написавшая много детских сказок. - Я не против того же Гарри Поттера, это интересная книга, но наши сказки почему-то всё больше остаются в тени. Я являюсь членом жюри многих детских писательских конкурсов и вижу, что ребята начинают подражать чужим писателям. Пишут что-то среднее между "Властелином колец" и "Гарри Поттером".

Несмотря на западную экспансию и нехватку детской литературы, в Омске - миллионном городе - серьёзно пишут для детей всего лишь около десяти писателей. "Местных авторов практически не читают, потому что они издаются мизерными тиражами, и полиграфия у этих книжек очень плохого качества, - делится Татьяна Георгиевна. - Автору трудно найти деньги на издание своей книги. У меня вот вышла книжка с красивыми иллюстрациями, так за это спасибо спонсору". Примечательно, что вопрос об окупаемости собственных произведений никем из омских писателей вообще не ставится и надеются они на... губернатора и министерство культуры. В многотомных изданиях местной литературы иногда появляются и детские произведения. Но будут ли читать такие книги дети? Вряд ли.

Кстати, по словам писателей, существует опасность, что книгу детям заменят компьютер и телевизор. Почему опасность? Потому что тот, кто смотрит "ящик", больше созерцатель, чем мыслитель. Библиотекари придерживаются более оптимистических взглядов и уверяют, что книга прекрасно может сосуществовать с электронными носителями информации. Кстати, городских библиотек, где организован доступ в интернет, постепенно становится все больше. Их уже тринадцать.

"Скажите, маленькие омичи стали меньше читать?" - поинтересовался я у Ольги Кац, начальника отдела организационно-методической работы Центральной городской библиотеки. "Нет, не стали, - ответила она. - Около полутора миллионов книг в год выдается детям сорока шестью городскими библиотеками. Дети меньше читать не стали, но стали читать по-другому. Чтение стало более прагматичным и деловым. Мы сейчас выдаем больше учебной литературы, чем художественной. Малыши уже во втором-третьем классе пишут рефераты".

По словам библиотекарей, миф о том, что читать стали меньше, распространяют те, кто сам не читает или не заглядывает в библиотеки. На самом деле они востребованы. Однако библиотекари все-таки просят не сравнивать нынешнюю посещаемость библиотек с той, что была в советские времена. Дескать, тогда и населения было больше, и социальная ситуация иная.

Справедливости ради я заглянул в будний день детскую библиотеку N 13, в которую был записан еще в детстве. Она не пустовала. В небольшом "хранилище знаний", занимающем две квартиры обыкновенной панельной пятиэтажки, сидело семеро ребятишек. "В прошлом году к нам записалось более трёх тысяч юных читателей, - рассказала Светлана Татаринова, заведующая библиотекой. - Всего же книги в прошлом году у нас получили более 26 тысяч человек, а при этом фонд библиотеки - 15 тысяч экземпляров".

Библиотекари не боятся, что люди забудут к ним дорогу. В прошлом году хранители знаний провели акцию "компетентная мама", во время неё новорождённым малышам были вручены читательские билеты. Став взрослей, дети в будущем точно найдут дорогу в "свою" библиотеку.

Как должен читать ребенок?

1 класс. Правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения 30-40 слов в минуту.

2 класс. Сознательное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не меньше 50 слов в минуту.

3 класс. Достаточно беглое чтение целыми словами. Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп - 70-75 слов в минуту.

4 класс. Беглое чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп - не меньше 100 слов в минуту.

Мнение эксперта

"Большой вредности для глаз не представляют ни компьютер, ни книга, - считает Михаил Снетков, заведующий микрохирургическим отделением Омской клинической офтальмологической больницы. - Но все-таки компьютер оказывает определенное негативное влияние. Даже современные высокочастотные экраны при длительном единовременном использовании вредны. Думаю, без вреда для здоровья подросток может просидеть за компьютером около часа, потом надо сделать перерыв. Книгу же можно читать около двух-трех часов".

Комментарий специалиста

"Родители должны правильно подбирать литературу для малыша, - считает Елена Монахова. - Ребенок изначально должен играть с книгой - это подготовительный этап перед чтением. Сейчас есть очень много книг-игрушек, которые сразу привлекают внимание детей. Важно давать ребенку книги не только с мультяшными рисунками, но и с иллюстрациями сказок".

Малыша, безусловно, не стоит заставлять читать, но его можно заинтересовать чтением. Например, если ребёнок видит, что родители что-то читают, он начинает тоже пытаться читать. В каком возрасте стоит учиться читать? "Установка "чем раньше, тем лучше" не совсем верна", - утверждает специалист. Восприятие книги зависит от речевого и интеллектуального развития. Если процесс сознательного логического мышления и грамотной речи отстает, то торопиться с чтением не стоит. Приучать к чтению малыша стоит лет с пяти. Но вот рассказать сказку на ночь можно и в двухлетнем возрасте.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах