В это воскресенье метеорологи планеты отметят свой профессиональный праздник. Корреспондент "АиФ в Омске" встретился с Натальей Криворучко, начальником ГУ "Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" и расспросил специалиста о сложностях составления прогнозов и климатическом будущем нашего региона.
- Наблюдения за погодой в Омске проводятся больше ста лет, - рассказала Наталья Криворучко. - А гидрометеорологическая служба России в будущем году будет отмечать 175-летие.
"Оправдываемся за чужую ерунду..."
- Наталья Ивановна, но ведь нынешний климат установился тысячелетиями, можно ли при таких небольших сроках измерений делать точные прогнозы?
- А точных прогнозов в мире нет, все они имеют определённый показатель оправдываемости. У нас в центре он составляет 94%, то есть из ста прогнозов только шесть неточны. Это хороший показатель. Мы, конечно, хотим со временем повысить оправдываемость прогнозов, но это зависит не столько от длительности наблюдений, сколько от совершенствования методов прогнозирования и приборов, при помощи которых мы ведём измерения. Вот сто лет назад использовались, в основном, визуальные наблюдения, в лучшем случае, у метеоролога имелся термометр. Сейчас у нас в распоряжении метеорологические зонды, станции по приему спутниковой информации. Вообще чем больше информации имеет синоптик, тем точнее прогноз.
- Оправдываемость 94% действительна для какого периода?
- Для суточных прогнозов. Для прогнозов на трое и пять суток у нас нет методики оценки точности, но, на мой взгляд, она составляет около 90%.
- Знаете, сейчас существует много прогнозов "из-за бугра", различные сайты, каналы, рекламные экраны просто пестрят ими. Насколько они точны?
- Я не знаю, насколько квалифицированные специалисты составляют прогноз на разных сайтах, неизвестно, какими методиками они пользуются. Но мы пробовали оценить прогнозы конкурентов, которые работают по нашей территории из других регионов. Так вот, по Омской области прогноз более точный, чем наш, никто не дает.
Синоптики "из-за бугра" получают только метеорологические карты из прогностических центров, но мало иметь такую карту. Мы же корректируем прогноз, исходя из данных, полученных с двадцати метеорологических станций, с зондов, запускаемых дважды в сутки. Кроме того, точный прогноз требует и знания особенностей территории, рельефа. Так что красочные предсказания погоды на некоторых сайтах и каналах, может, и очень наглядно оформлены, но их точность вызывает сомнение.
Единственное, чего мы требуем от руководителей СМИ, чтобы они делали ссылку на авторов прогноза. Нам отвечать за чужие действия не хочется. Но все равно бывает, что люди увидели какую-то полную ерунду и звонят нам. И наши синоптики постоянно кого-то консультируют или оправдываются за чужую работу.
Примета - враг синоптика
- Нас постоянно пугают различными терминами типа "глобальное потепление" или "озоновые дыры". Насколько реальны эти страшилки?
- То, что годовая температура у нас в регионе последние годы повысилась, действительно заметно. Существует тенденция к потеплению. Что будет дальше, однозначно сказать нельзя. А вот озоновых дыр над нами нет и никогда не было. Разговоры идут, но, видимо, об этом беседуют непрофессионалы. "Дырой" считается озоновый слой толщиной менее двухсот единиц Добсона. У нас даже во время увеличения солнечной активности слой не менее трехсот единиц Добсона.
Если же говорить более широко, то нет единого мнения, будет ли глобальное потепление или похолодание, мнения ученых расходятся. Но вы же видите, что уже сейчас в Европе происходит. Снегопады, засухи... Это может быть и результатом каких-то изменений. Если взять нашу область, то и у нас опасные явления несколько участились: это и сильные ветры, метели, ураганы, туманы, продолжительные дожди. Все это может быть результатом глобальных изменений. Помните, у нас летом ливень был, когда за сорок минут выпало 80 миллиметров осадков, а у нас опасным считаются 30 миллиметров за час.
- А вот сейчас март холодный. Это нормально?
- Да пока что всё нормально, март обычно всегда неустойчивый. После двадцатого числа, кстати, начнется потепление.
- Ну а все-таки можно ли будет, допустим, в Омске в ближайшем будущем апельсины выращивать?
- Может быть, через несколько сотен-тысяч лет так и будет (смеется). Климат меняется потихонечку.
- Наталья Ивановна, есть многовековой народный опыт метеопрогнозирования, заложенный в приметах. Скажите, он вам помогает, приметы сбываются?
- Приметы "строятся" с зимы на лето, с лето на зиму: это обывательский опыт, мы его не используем. Мы все как-то больше (улыбается) составляем прогнозы на сутки, три - пять дней. Наши методики разрабатываются и испытываются иногда и два, и три года. Приметы мы можем только выслушать и улыбнуться, с наукой у них мало общего.
Прогноз на чутье?
- А чутьё в вашей профессии имеет значение?
- Только если оно основано на знаниях. На чутье прогноз не построишь. Все нужно обосновать и доказать. Вот иногда у нас "случается" спрогнозировать опасное явление, мы должны всех предупредить, даже в том случае, если теория потом не оправдается. Это те самые "неточные" 6% (оправдываемость в 94% - прим. авт.). Вот вроде бы должно быть так, а в природе происходит что-то, чего не знаешь. Видимо, пока недостаточно наблюдений.
- В этом году снега было мало, не сильно ли промёрзла земля?
- Снежный покров в этом году в пределах нормы, в марте-то досыпало. Глубина промерзания в среднем девяносто восемь сантиметров, это больше, чем в прошлом году, но меньше нормы. Прогнозировать осенний урожай пока рано. А вот озимые культуры перезимовали нормально.
- Скоро начнется снеготаяние. Паводков не обещаете?
- Погодная картина пока предполагает, что по воде опасных явлений не будет. Пока ориентируемся на паводок в пределах нормы или ниже нормы.