Недавно в регионе завершилась экспедиция «Дорогами Бухгольца», посвящённая 300-летию Омска. Она прошла по маршруту Омск - село Ямышево (Казахстан) - Омск и повторила путь, по которому в 1715-1716 годах двигались основатели Омской крепости - воины сибирских полков. В ходе экспедиции исследованы исторические места, её участники собрали ценный материал для создания международного туристического маршрута.
Зачем нужны научные экспедиции?
Собаки на сене
Ольга Емельянова, omsk.aif.ru: Игорь Алексеевич, скоро в стране проведут второй всероссийский географический диктант, а многие учителя географии ещё не отошли от итогов первого. Почему больше половины участников написали его на «двойку»? Что происходит с географическими знаниями?
Игорь Вяткин: Не только с географическими, это изменение системы образования в целом. ЕГЭ всё упрощает, причинно-следственные связи школьникам объяснять больше не нужно. Поэтому «двойки» за географический диктант - результат закономерный. И это видно не только в сфере образования, обратите внимание на решения властей. В эпоху капитализма люди стали реагировать исключительно на видимые вещи. Но в природе многие процессы идут 5 лет, 10, 15… Параллель проста: люди у власти, принимающие решения, не понимают, что будет через 15 лет. Строят дороги без учёта особенностей рельефа, гидрологического режима постоянных и временных водотоков, что оказывает экологическое влияние на состояние территории. У нас нет понятия ответственности за неправильные решения, которые приводят к проблемам в будущем. Поэтому диктант - это уровень грамотности. Если не исправить подход в системе образования, у нас такой итог и будет.
- Что касается географии Омской области в школах - почему на неё отводится так мало часов? Всё ведь начинается со своего родного края, своей истории.
- Проблема в том, что региональную географию учителя любят объяснять виртуально, показывать что-то на компьютере, хотя можно выйти на природу и продемонстрировать всё наглядно. Да, учителя-энтузиасты пытаются что-то делать на уровне кружков, но они интересны малому количеству школьников. При этом краеведение - способ воспитать в человеке патриотизм. Но мы не можем что-то любить, если не знакомы с предметом любви. А нам всё говорят: родину надо любить! Как именно? Никто не знает, но как-то всё-таки должны. Вот и получается, что, если жизнь становится труднее, наши «патриоты» региона и страны убегают. Сначала в Москву или Петербург, потом - за границу. При этом таких людей называют лучшими умами. Да, по знаниям они, может, и лучшие, но не по гражданской позиции.
Власти не понимают, что будет через 15 лет.
Все говорят: «Наша земля». Но! Эту огромную страну создавало много поколений людей. Кто сказал, что, если мы ничего делать не будем, наша земля останется нашей? Надо своими действиями этот факт и величие державы подтверждать. А так - земля наша, но мы ничего для этого не делаем. Где логика? Может, поэтому другие страны смотрят на нас негативно? Мы как собака на сене - сами ничего не делаем и другим не даём. Я не говорю, что нужно отдавать территории, ни в коем случае. Необходим просто другой подход, по-настоящему государственный. То, что нам досталось (а это советское наследие), уже заканчивается. Следующими поколениями создано не так много. Точнее, создано, конечно, но в сравнении с тем, что было, - мелковато. Возникает вопрос: почему вы надеваете на себя щит Александра Невского? Когда он жил в XIII веке, то вряд ли задавался риторическими вопросами. Он просто делал - и Русь выстояла, состоялась как государство. Чтобы через 800 лет люди вспомнили о сегодняшнем поколении - оно должно работать. У нас же привыкли жить прошлыми подвигами: мы великая страна, мы выиграли Бородино, Великую Отечественную войну… Не мы выиграли, а предки наши. Поэтому патриотизм - корень понимания этой проблемы, истории страны, её культуры.
Всё меняется одним способом - когда происходит укол в одно место в виде внешней угрозы или внутренних потрясений. Тогда нация консолидируется. Всё нужно делать комплексно. И география как раз такой комплексный подход даёт. Вроде лес, вода, почва - всё отдельно, но одновременно вместе. И живёт по единым законам природы, которые нужно знать.
Чем дышим?
- Недавно Омск удивительным образом попал на верхние строчки рейтинга самых чистых городов страны. Местные жители слегка недоумевают: у нас выбросов с предприятий меньше стало?
- Знаете, у нас есть врачи, которые сравнили состояние здоровья нынешних детей и детей в 1980-е годы. Так вот, поколение 80-х, которым тогда было по 12-15 лет, намного здоровее, чем сейчас. Но! Промышленных выбросов тогда было почти в два раза больше. Теперь к этому прибавилось большое количество машин, неправильная застройка пространства, что отражается на экологии. В советское время между микрорайонами оставляли пустыри, чтобы в дальнейшем расположить на этой территории парк. Сейчас же застройщики предпочитают втиснуть побольше домов в ущерб зелёным зонам. А люди никак на это не реагируют. Когда на митинги по прекращению вырубки деревьев в парках приходят по 300 человек - это мало для миллионного города. Вот если бы 50 тыс. омичей пришли, представляете, что было бы? Это уровень гражданской активности. Да, перед 300-летием Омска люди стали активнее, но это всё равно не оказывает влияния на власть. Город должен управлять инвестором, а не наоборот. Нельзя ставить финансы во главу угла. Поэтому у нас не работает принцип гармоничной организации городского пространства. Архитекторы про географию не думают, у них в голове кадастровые планы и инфраструктура.
Мы сейчас идём путём Северной Америки и Европы середины 80-х годов прошлого века. Там сначала все города застроили небоскрёбами, а теперь думают, как от них избавиться. Дошло наконец, что человеку нужны парки. У нас пока ситуация обратная. Печально, что в нашем правительстве, не только в Омской области, но и вообще во всей стране, нет географов. Локальные специалисты сути проблемы не видят, у них отсутствует комплексный территориальный подход. Они думают: мы примерно так сделаем, и будет правильно. Принимают решения, а в итоге - убытки. Всё это тащит наше общество назад. Получается какое-то средневековье: вот мы сейчас мечом поковыряем и что-нибудь получим.
Забытая наука
- Престиж науки всё падает и падает?
- У нас с начала «нулевых» в области нет органа власти, ответственного за региональную прикладную науку. Когда-то был и комитет по науке. Сейчас все научные экспедиции финансируются крайне небольшими субсидиями. Вот, например, регион, как и вся страна в целом, занялся внутренним туризмом. Дело хорошее, но с чего начать? Сначала нужно учесть, какие объекты для показа в регионе есть, то есть провести инвентаризацию объектов туризма. Потом их можно связать маршрутами, создать соответствующую инфраструктуру. Но денег на инвентаризацию объектов ни у кого нет. А как в таком случае туризм развивать?
Вот мы в прошлом году выпустили путеводитель по Усть-Ишимскому району, к слову, это единственный путеводитель среди 32 существующих районов области. Мы объединили результаты многих экспедиций, провели новые. Одна строчка ушла на то, чтобы написать, что в Омской области самое глубокое озеро находится в Усть-Ишимском районе и глубина его 27 м. Но чтобы этот факт подтвердить, понадобилось три экспедиции. Любой материал так и собирается - экспедиционно. Начальная задача Русского географического общества (а оно создавалось 171 год назад) - описание России, природы и народов, её населяющих. Чтобы понять, какая у нас страна, её сначала нужно описать, а потом уже говорить, что делать дальше и как развивать. Эти задачи актуальны и сейчас.