Создание в городе аукционного дома по аналогии со знаменитыми Кристис и Сотбис - это шаг в сторону цивилизованного рынка произведений искусства.
Когда есть художник, способный выставлять на аукцион творческий "продукт" самого высокого качества, и есть покупатель, способный отдать за этот "продукт" серьезные деньги. Так появляется возможность регулировать качество работы авторов и элементарную культурную грамотность людей, желающих прикоснуться к прекрасному. К аукционам будут привлекать лучших искусствоведов города, которые дадут экспертное заключение по каждому лоту. Сначала планируется аукцион живописи, потом к ней добавится и графика, а в последствии - скульптура и декоративно-прикладное искусство. Одним словом, все будет сделано в лучших традициях европейских аукционных домов.
Первые торги могут состояться уже в декабре. Заявки от потенциальных покупателей есть. Начальная стоимость, например, одной из картин Дамира Муратова может колебаться от десяти тысяч долларов до десяти тысяч евро. В европейских масштабах сумма стандартная. Но по меркам отдельно взятого города тянет на событие.
- Именно на аукционах и выясняется, кто на самом деле чего стоит, - считает инициатор создания Сибирского аукционного дома Вячеслав Семушкин, коллекционер, обладатель более двухсот произведений живописи и графики.
Один стоит как армия
- Из чего складывается цена на ту или иную картину?
- Большая часть - имя. Потом - качество, чисто технические, профессиональные аспекты. Далее - сюжет и его актуальность. Раньше говорили: "многофигурность". Считали каждую фигуру и начисляли за нее определенную сумму. Но это все условно. Вот, например, "Мальчика с трубкой" Пабло Пикассо недавно продали: персонаж один, а стоит как целая армия...
- Как вы считаете, современное искусство понятно обывателю? Или художники далеки от народа?
- Далеки. Точнее, они идут впереди времени. Художник - это своего рода крест, самозаклание. Он часто даже не понимает, что делает. Хотя все осознают, что надо не только творить, но и деньги на жизнь зарабатывать.
Миллионы за подделку
- Мы после революции такие сокровища разбазарили! А ведь они так ярко представляли самобытность нашей культуры. Отрадно видеть, что постепенно утраченное начинает возвращаться в Россию. Богатые люди все чаще покупают предметы искусства, чтобы вернуть их на свое законное место. Можно сказать, что они таким образом решили отдать дань истории. А можно назвать это волной патриотизма.
- Вы считаете, что проблема возвращения художественных ценностей в Россию - это не забота государства? Ведь получается, это возвращение зависит лишь от воли бизнесменов?
- Государство занимается этой проблемой, средства выделяет, но мало. При этом всегда существует страх, что деньги разворуют и они так и не дойдут до своей цели. Богатых людей много, и они как-то должны оправдывать свое богатство.
- Риск отдать миллионы за подделку сейчас велик?
- Да. Все самые значительные произведения, как правило, уже разобраны музеями. В Европе, в отличие от России, рынок искусства существовал всегда, поэтому там разработаны все технологии и методы, которые способны вести строгий контроль. А на российском рынке подделок очень много. Поэтому коллекционеры переключились на современное искусство.
Люди, а не медведи
- "Современников" еще не подделывают?
- Они пока все на виду, их творчество еще не "настоялось" временем. Однако в последние годы цена на современное русское искусство выросла в среднем в пятнадцать раз. Например, Айвазовского лет пять назад можно было купить тысяч за 50-60 долларов. Сейчас счет идет на миллионы.
- В чем причина такого всплеска интереса к русскому искусству?
- Мы начали раскрывать запасы, наше искусство прорвалось на европейский рынок. И выяснилось, что по своему уровню оно вполне адекватно мировому. Что наша страна - не лапотная Россия, какой ее считали, что здесь люди жили, а не медведи.
- Что можно сказать об омском искусстве? Насколько оно конкурентоспособно и интересно?
- Я приведу несколько примеров. Глеб Голубицкий и Дмитрий Шорин уехали из Омска в Санкт-Петербург. Работы Шорина выставлялись на аукционе Сотбис и ушли за приличные деньги. Евгений Трифонов и Андрей Потапов перебрались в Германию. Владимира Владимирова постоянно зовут в Европу. Дамир Муратов из Омска не уезжает, и за это ему большое спасибо. Он сейчас публикуется во всех каталогах. О нем пишут, говорят, его работы расходятся по частным коллекциям. На всех значительных выставках он в первых рядах приглашенных.
Цена амбиций
- Что лучше покупают в Омске? Реализм или абстракцию?
- Наверное, реализм уходит легче. Цена на пейзажи, если только это не Геймран Баймуханов или Георгий Кичигин, очень низкая. Хотя вполне нормально, что люди хотят видеть картину с букетиком цветов, с каким-нибудь понятным натюрмортом.
- Это что, менталитет у нас такой?
- Да, и не только русский. Если человек живет у моря, океана, ему очень хочется повесить на стене какой-нибудь морской пейзаж, если в горах - горный. Любимые, родные места, к которым привык, всегда хочется сохранить как своеобразную идиллию. А у абстрактного искусства совсем другая энергетика. Оно будоражит, вызывая острые ощущения. Поэтому больше подходит для людей активных.
- Вот такая ситуация: человек, далекий от искусства, где-то услышал, что, например, тот же Дамир Муратов - большой мастер. Деньги у него есть, почему бы и не купить? Мол, убью двух зайцев: щель в стене закрою и друзьям похвастаюсь, как я в искусстве разбираюсь. Из художественной ценности дорогая картина превращается в деталь интерьера. Стоят ли амбиции таких затрат?
- Сегодня существуют консультанты, которые могут порекомендовать покупателю: что приобрести и где разместить. Для интерьера дорогая картина на самом деле ни к чему. Но если человек коллекционер, то это уже другой разговор. Тогда картина будет выгодным способом вложения денег. Потому что через какое-то время полотно обязательно продастся. Если сегодня вы покупаете картину за десять тысяч долларов и автомобиль за сто тысяч долларов, то через десять лет они поменяются местами. Но, конечно, на последние деньги картины покупать не стоит...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть