Многодетная семья Пономаревых уверена: детские дома в Омске можно "разгрузить" всего за пару месяцев. Нужно лишь поставить на должный уровень соответствующую рекламу, просто больше рассказывать омичам о малышах, лишенных родительской любви.
У молодой пары Пономаревых пятеро детей, трое из которых - приемные. И это для них не предел. Супруги Светлана и Николай не исключают вероятности, что в будущем у них появится еще одна парочка приемных ребятишек.
- Один мой знакомый сказал: когда у вас рождается ребенок, это означает, что ваша жизнь окончательно испорчена, - улыбается Николай, отец большого семейства. - Испортить ее еще больше вторым, третьим, четвертым карапузом уже практически невозможно. А если серьезно, то для меня и супруги такая большая семья - это огромное счастье. У нас практически никогда не бывает плохого настроения. Но и как иначе: столько ребятишек, и каждый постоянно что-то смешное, задорное "выкидывает".
Ребенок любит шесть раз
Наш разговор прерывает пятилетний Ванюша. Он нашел на полу в прихожей связку сосисок. Ни у кого не возникает сомнения, что мясной деликатес "покинул" холодильник не без помощи самой младшенькой в семье Пономаревых - Нютки (так домочадцы называют двухлетнюю Аню). Виновница "сосисочных" перемещений свою причастность не скрывает. Честно признает, что это ее рук дело, чем вызывает у всех дружный смех.
- Период адаптации у ребятишек прошел на удивление быстро. После того, как мы забрали их из приюта, я ждала от малышей всего: недоверия, замкнутости и ревности к кровным детям. И зря, - рассказывает Светлана Пономарева. - Мы все быстро сдружились. И они нас любят. Это видно. Отлучишься в магазин всего на несколько минут - а они встречают тебя у дверей квартиры так, словно не видели вечность. Обступят со всех сторон, просятся на руки, радостно кричат: "Мама! Мама!". Хотя мы не ждем и не требуем от них любви. Тем более, что американские психологи утверждают: воспитанники детских домов способны испытать в детстве чувство любви, привязанности всего шесть раз.
Сложно дается Пономаревым решение организационных вопросов. Ближайший детский садик располагается за полтора километра от дома. На то, чтобы отвести и привести детишек, Светлане приходится тратить несколько часов в день. Купить машину семья позволить себе не может.
Семья в семье
Сегодня родители с улыбкой вспоминают, как первое время боролись с необычными привычками приемных детей.
- Ванька у нас поначалу в каждой женщине видел родного человека, который обязательно будет с ним играть, нередко называл прохожих мамами, - рассказывает Николай. - Я психолог по профессии, и мне были известны причины поведения малыша: он ассоциировал каждого взрослого с воспитателем детдома. Долго мы не могли приучить Ваню говорить "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте". Света в первый же день надела на себя все вещи, которые мы ей дали. Нютка била посуду. Все трое первые дни прятали одежду и сладости. Для них до сих пор считается нормой надеть чужую куртку, ботинки. Не со зла. Просто границы "своего" и чужого" у них размыты.
О большой семье Николай и Светлана мечтали всегда. Бог дал только двоих - Мишу и Настю, но молодым уж очень хотелось еще парочку. Тем более, что жилищные условия позволяли: у Пономаревых просторная четырехкомнатная квартира в новом доме. Однако когда семья изъявила желание взять из детдома двух ребятишек, особого энтузиазма со стороны органов опеки она не заметила.
- Было такое ощущение, что про нас просто забыли, - говорит Николай. - Мы уже решили попытать удачу в соседнем городе, где усыновить ребенка было гораздо проще, нежели в Омске. Только тогда местные обратили на нас внимание.
В Омске семье предложили взять двоих ребятишек - Ваню и Свету - родных брата и сестру. Когда Пономаревы узнали, что у малышей есть еще одна сестренка, долго думать не стали. Забрали всех троих.
- Мы посчитали, что не имеем права разлучать эту семью, - заметил Николай.
Омску нужны аисты
Сегодня на каждого приемного ребенка семья получает пособие в 4 600 рублей. Плюс по три тысячи на малыша государство платит Пономаревым за работу - воспитание детишек. Итого: 7600 рублей в месяц.
- Хватает, не жалуемся, хотя если будут платить сумму покрупнее, вряд ли кто откажется, - смеется Светлана. - Сегодня нас больше волнует другое: в скором времени приемные семьи, возможно, приравняют к индивидуальным предпринимателям. За свою "деятельность" нам придется выплачивать государству налог, определенный для коммерсантов. Мы считаем, что это неправильно. В Омске и без того проблема с загруженностью детдомов стоит остро. А если президент еще подпишет соответствующий указ, тогда желающих быть приемной семьей станет намного меньше.
К проблеме брошенных ребятишек и сирот у Пономаревых категоричное отношение: дети должны жить в семье, а не в специализированных учреждениях, какие бы уютными, современными они ни были.
- Воспитанники детских домов - это особые люди, они менее подготовлены к самостоятельной жизни, чем обычные ребята, - считает Николай. - Как-то в Москве для выпускников детдомов власти отстроили целый дом. Однако многие молодые люди предпочли ютиться у друзей. В отдельных квартирах им было одиноко. Остальные пробили в стенках дверные проемы. В общем, превратили многоэтажку в тот же "колхоз", к которому они привыкли, находясь в детдоме.
Почему омичи не спешат брать на воспитание ребятишек из детдомов? Пономаревы утверждают, что все дело в низком уровне пропаганды.
- В Омске чувствуется недостаток информации, и, кроме всего прочего, отсутствует серьезная общественная организация, которая бы бескорыстно занялась решением этой проблемы, - вот, наверное, одна из главных причин того, что наши дети растут без родительской любви и ласки, - считает Светлана. - А вот в Новосибирске все иначе. Там есть неравнодушные люди из объединения "День аиста". Ежегодно они устраивают грандиозную акцию. Всего в течение суток им удается значительно "разгрузить" детдома. Омску такие "аисты" не помешали бы.