Но так, к сожалению, не бывает и приходится выкручиваться самим. Супруги Андрей и Оксана Долбниченко знают это, как никто. У них пятеро детей и ни одного денежного чемодана.
Блин комом
Оксана воспитывалась в детском доме. К выходу в «большое плавание» государство облагодетельствовало её квартирой и небольшими сбережениями. В 19 лет девушка вышла замуж и искренне думала о том, что вот сейчас-то и начнётся настоящая жизнь с морем любви и облаками белых роз. Ни любви, ни роз не случилось.
Супруг Оксаны быстро устал от семейной жизни и также быстро пристрастился к алкоголю. Двое детей, появившиеся один за другим, ситуацию не спасли. Да плюс ко всему глава семейства ввязался в какую-то неприглядную историю, и квартира Оксаны стала в ней разменной монетой. Итог – вся семья осталась на улице.
Чтобы хоть как-то обеспечить нормальное существование детей, Оксана отвезла их в деревню к свекрови, а та, не долго думая, организовала дело о лишении родительских прав и отправила собственных внуков в детский дом. Кто был прав в той истории, кто виноват сегодня уже не разобрать. С мужем Оксана развелась, детей ей никто не вернул. Да и не могли органы опеки отдать двоих малышей одинокой женщине без адреса и работы.
В тот сложный период судьба послала Оксане встречу с Андреем, за плечами которого тоже был неудачный брак. Два минуса дали плюс, и получилась новая ячейка общества.
Пять на тридцать два
Андрей оказался парнем хозяйственным и заботливым. На тот момент он работал в «Нежинском геронтологическом центре» и руководство выделило ему небольшую комнату в одном из корпусов, предназначенных для работников – живи и радуйся. Только радоваться было особо нечему.
Скоро комнату пришлось освободить. Вместо неё семье Долбниченко была предложена квартира в бараке на улице 7-й Кирпичный завод. Только прав занимать это жильё, у них не было: квартира была выделена администрацией Ленинского округа для других людей, но те, пожив в 32 квадратных метрах без отопления и воды, быстро нашли более хорошее пристанище.
- Для нас этот дом стал по-настоящему родным, - рассказывает Оксана, - мы как можем создаём здесь уют, и не просим дать нам квартиру со всеми удобствами. Только вот прописки нет, и что с нами будет дальше – неизвестно.
В таком подвешенном состоянии они живут уже семь лет. За это время в семье Долбниченко родилось трое детей. В конце января появились на свет ещё две девочки, правда, они пока находятся в больнице, поскольку родились на седьмом месяце беременности.
- Меня всё время спрашивают: зачем ты нарожала столько детей, - вздыхает Оксана, - а что я могу ответить? Почему никто не спрашивает у бездетных, как живётся им? Мне всегда хотелось, чтобы у меня была крепкая, большая семья. Мы же не просим денег или какой-то помощи, хотя из-за отсутствия прописки я даже не могу оформить материнский капитал. Нам бы просто почву под ногами обрести, знать, что из нашего барака нас не выставят.
А выставить как раз могут. Квартира муниципальная, занята самовольно – Андрей Долбниченко уволился из Нежинского геронтологического центра еще в 2005 году. В городе тысячи людей ожидают своей очереди на государственные квадратные метры, и они будут рады занять даже клетушку в доме с печным отоплением. Если у супругов не будет жилья, то органы опеки, скорее всего, заберут детей в приют, а жизнь Оксаны и Андрея снова провалится в пропасть, из которой они вряд ли вылезут.
Конечно, можно осуждать их за недальновидность, говорить о том, что надо было думать раньше, но случилось, как случилось, да и чисто по человечески этих людей искренне жаль. Они действительно семья. Они действительно очень любят своих детей, и им будет невыносимо больно терять это хрупкое счастье.
От редакции
Для того, чтобы разобраться в ситуации, мы обратились в министерство труда и социального развития Омской области, курирующее работу Нежинского геронтологического центра, в ведении которого в данный момент находится злосчастная квартира, и получили следующий ответ: жильё находится в муниципальной собственности и для того, чтобы официально вселиться в квартиру, семье Долбниченко необходимо обратиться в администрацию Ленинского округа и департамент жилищной политики администрации города Омска с письменным заявлением.
Поскольку семья является многодетной и уже много лет занимает данное помещение, то она имеет неплохие шансы жить в нём не на правах ответственных квартиросъёмщиков, оплачивая квартиру на условиях социального найма.