Примерное время чтения: 4 минуты
77

Повелители железного крота

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Омске 26/09/2007

Для них омское метро - реальность, а именно: глина, холод и грунтовая вода. Они проходчики, которые день за днем, метр за метром прокладывают туннель метрополитена. На прошлой неделе корреспондент "АиФ в Омске" спустился к подземным строителям.

На месте будущей станции "Кристалл" дул пронизывающий ветер и моросил мелкий дождь. "Под землей, вероятно, сейчас еще хуже, - думал я. - Тесно, темно, сыро". Я не сильно ошибся.

Очень грязное метро...

Туннель встретил меня недружелюбно. Именно в тот момент, когда я подходил к темному провалу, оттуда вынырнул небольшой электропоезд. Его вагончики были доверху наполнены жидкой грязью. "Хорошо, хоть в темноте с ним не столкнулся, - пронеслась в голове мысль, перед тем как я шагнул в проход. - Интересно, а на обратном пути он не собьет?"

Ходить по туннелю не очень удобно - пол-то вогнутый, поэтому идти пришлось по шпалам узкоколейки. Уже на первых метрах видно, что из стен туннеля местами сочится вода. Я было забеспокоился: "Мы тут не утонем? Ход же вниз ведет". "Воду оттуда откачивают, иначе никак", - рассмеялся мой "экскурсовод" - Александр Янков, главный инженер СМУ-4, который поучаствовал в строительстве пары омских мостов и южного обхода. Пока из более чем полутора тысяч метров туннеля, которые необходимо прорыть от "Кристалла" до "Заречной", готово чуть больше ста. И это только один туннель, а их ведь необходимо два...

Между тем перед нами показался проходческий щит. Что он из себя представляет? Вообразите себе машину с ковшом тридцати пяти метров длиной и шести высотой, всю покрытую ровным слоем грязи, - это и будет щит.

"Вася, опять змею оседлал..."

Человеку солидной комплекции залезть на проходческого "крота" будет очень сложно. Бригада операторов, которая сдержанно встретила нас в головной части щита, вся состояла из подтянутых, жилистых мужиков. Они привычно лазили по тесной машине, что-то покрикивали и умудрялись друг другу не мешать.

Управляют щитом восемь операторов. Их обязанности четко распределны. Один роет ковшом глину, второй выгребает ее на конвейер, пара рабочих "продвигает" весь комплекс вперед, несколько человек монтируют стены из подвозимых на поезде бетонных блоков. При слаженной работе "крот" прорывает... три метра в сутки.

По словам проходчиков, комплекс сделали на Украине лет двадцать назад. По тем временам машина была хорошей. "Чтобы лучше работать, салом его, наверное, смазываете?" - поинтересовался я. Бригада шутку оценила, но заверила, что ее зверь жрет исключительно масло, правда, во впечатляющих количествах. В каких - я убедился чуть позже, когда, заметив на поверхности воды, скопившейся под щитом, черную пленку, громко спросил: "Вы что, нашли нефть посреди Омска?". Ответом стал дружный гогот строителей.

Работают они вообще довольно весело. "Оп-па, Вася опять змею оседлал", - смеялись мужики, когда один из проходчиков залез с пожарным гидрантом по колено в воду и "сбивал" сильной струей глину со стыка плит. Очень радуют рабочих и "экскурсии", которые в туннеле проводятся регулярно. "Редкий день у нас без журналиста обходится, - утверждают строители. -Спасатели и те реже бывают". По словам Александра Янкова, омские спасатели под землей пока еще никого не спасли, однако уже "взрывали газы". "Мы же не только правильно эвакуируемся, но еще и "пострадавших" предоставляем", - рассказал инженер.

Через несколько часов пребывания в тесном, темном, грязном туннеле складывается ощущение, что свою работу проходчики любят беззаветно.

Многие из них были в прошлом шахтерами и на глубине двенадцати метров чувствуют себя комфортнее, чем на поверхности. "Ребята, а когда метро-то в Омске будет?" - поинтересовался я, покидая строителей, те задумались... "А что вам наше начальство обещает?" - спросил в ответ бригадир.

"Построить метрополитен с одним щитом нереально, - поделился своим мнением Александр Янков. - Вскоре мы должны приобрести еще один современный щит. Может быть, канадский. Он пойдет параллельно и за сутки будет прорывать по тридцать метров. Думаю, раньше этого на поверхность выйдет".

Языком цифр

Укладка каждого бетонного кольца диаметром шесть метров стоит около 300 тыс. рублей. Беспрерывную работу проходческого щита обеспечивают три бригады по сорок человек. Кстати, новый проходческий щит стоит порядка 15 млн долларов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах