Примерное время чтения: 7 минут
3758

Легенды и были о Ермаке Тимофеевиче

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Омске 05/09/2007

425 лет назад, 1 сентября 1582 года, Ермак с отрядом казаков направился в земли Сибирского ханства. Но этого похода вообще могло не быть. А освоение Сибири имело все шансы пойти по совершенно иному пути.

Каково истинное происхождение Ермака? Неизвестно. Так ли на самом деле звали покорителя Сибири? Тоже вопрос. Как погиб Ермак и где его могила? И об этом с абсолютной уверенностью не скажут даже специалисты. Парадокс: одна из самых загадочных личностей истории и в то же время одна из самых любимых народом. Практически былинный богатырь! Хотя, возможно, именно мифичность фигуры Ермака Тимофеевича и объясняет его популярность. Ведь легенды и домыслы всегда интереснее, чем упрямые факты. Поэтому наравне с несомненными данными есть и ряд вопросов, на которые, как положено в любой легенде, существует и ряд ответов...

Где проходил Ермак?

Тевризский, Усть-Ишимский, Знаменский районы - вот та территория современной Омской области, по которой в 1585 году прошел Ермак. Она не такая уж большая, но, тем не менее, существует довольно большое количество мест, так или иначе отсылающих нас к периоду этого похода.

- Именем Ермака называют городища, рвы, курганы. Что-то имеет историческое обоснование, а что-то просто выдумано людьми. Это говорит о том, что он стал по-настоящему народным героем, а его поход - прорывом, - считает Юрий Трофимов, заместитель директора Омского государственного историко-краеведческого музея.

С XIX века музей формирует коллекцию, посвященную Сибирскому ханству и истории его завоевания Ермаком. Еще в 1896 году в фонды были переданы предметы из городища Искер (близ современного Тобольска), столицы хана Кучума. А в 1938 году во время экспедиции на городище Искер побывал известный краевед Андрей Палашенков.

- Он произвел раскопки Искера, или, как еще называли столицу Сибирского ханства, Кашлыка, и значительно пополнил музейную коллекцию, - говорит Юрий Трофимов. - Были найдены стрелы, ножи, хозяйственные предметы, дающие представление о быте и военном деле сибирских татар. И в настоящее время археологи активно изучают культуру сибирских татар того периода. Сибирь в этом плане - настоящая кладезь археологических находок.

Поход заказали купцы

Первые экспедиции в Сибирь снаряжались задолго до Ермака, но присоединение этих территорий к российскому государству тогда было невозможно: между европейской частью страны и Сибирью лежал еще непокоренный Урал.

Хотя уже в 1555 году, после того, как хан сибирского царства Эдигер попросил Ивана Грозного принять его под свою великую руку, у российского правителя к титулу добавилась формулировка "...и всея Сибири земли повелитель". Но прошло 11 лет, и власть в Сибирском ханстве захватил Кучум, потомок младшего брата Батыя. Мысль о подданстве российскому государю ему явно не нравилась. К Москве Кучум был настроен враждебно, прекратил посылать ей дань и стал совершать набеги на русские поселения. От этих набегов очень страдали поместья богатых купцов Строгановых. И они как никто были заинтересованы в том, чтобы найти управу на разбушевавшегося Кучума. Даже государь не стал препятствовать их действиям, оставив все последующие шаги на собственное усмотрение Строгановых.

Вот тут и появился Ермак со своим отрядом. Но на вопрос: как он появился и откуда - история тоже не дает однозначного ответа. Даже в дате начала похода есть разногласия. Однозначно это был первый день сентября. Но вот 1581-го или 1582-го года? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Устав "оставили" дома

Казаков было 540 человек. Татарских воинов в несколько раз больше. И тем не менее в ходе битвы на Чувашском мысе Искер был взят, а Кучум бежал. Но Ермак прекрасно понимал, что одному ему ханство не удержать. И он послал царю известие, что передает земли "под великую руку". Войдя в территорию российского государства, народы получили гораздо более сильную защиту, чем в составе Сибирского ханства.

- Почему при такой малочисленности казакам удалось закрепиться на территории Сибири? Во-первых, умелое командование и четкая организация войска, - рассуждает историк, писатель Павел Брычков. - Во-вторых, тактика. В-третьих, выгодное время похода, когда силы Кучума оказались раздробленными. Казаки не шли со своим уставом в чужой монастырь, не уничтожали народ, не совершали насильственных действий вроде обращения в свою веру. Потому и сумели здесь удержаться.

Ермака убили царские доспехи?

Не все так очевидно и в гибели предводителя экспедиции. Ермак получил известие о том, что Кучум не пропускает караван бухарских купцов, которые должны были доставить продовольствие в Искер. Казаки приняли решение идти на выручку купцам. Около 150 человек на небольших судах поднялись вверх по Иртышу, но никакого каравана не встретили. Именно во время этого похода, как утверждают историки, Ермак с дружиной и прошел по землям Омской области. На реке Вагай, в месте его впадения в Иртыш, отряд остановился на острове на ночевку. Ночью на казаков напали татары и завязался тяжелый бой. Дальше - снова начинаются версии. По первой, Ермак, обессилев от сражения, погиб у самой реки. По второй, утонул, не сумев подняться на судно. По третьей, утонул, потому что слишком тяжелы оказались доспехи, подаренные царем, которые и утянули полководца на дно. Это случилось в ночь с 5 на 6 августа 1585 года. Остатки дружины - около 90 человек - вернулись на Русь. Ермак сделал главное - открыл дорогу, по которой двинулись последующие экспедиции, закладывая на пути по очереди сибирские города: Тюмень, Тобольск, Тару.

Могила, излучающая свет

Два основных источника информации о походе Ермака - Есиповская и Строгановская летописи. Первая написана в 1636 году тобольским дьяком Саввой Есиповым, вторая - по инициативе купцов Строгановых, которые, естественно, стремились масштабно представить именно свое участие в этой истории. Тобольского дьяка можно назвать в этом плане более независимым. Он собирал информацию, опираясь на свидетельства участников и свидетелей похода.

Есть еще одна, Ремизовская, летопись, но она создана уже в конце XVII века и могла опираться разве что на предания и легенды. Именно Ремизовская летопись рассказывает о том, что тело Ермака все же было найдено и захоронено, что татары уважали память полководца и поклонялись ему, а его могила излучала свет.

- Мифологизация исторической личности обязательно предполагает какие-то атрибуты. В связи с Ермаком это и легенда о доспехах, и многочисленные могилы, и слухи о его стоянках на той или иной территории, и знаменитое знамя дружины Ермака, - комментирует Юрий Трофимов.- Это знамя не случайно стало реликвией Сибирского казачьего войска. Оно символизирует преемственность исторических традиций. С конца XIX века и до начала гражданской войны знамя хранилось в Омске, как в центре Сибирского казачества, а потом было утеряно. Но фотографии, сделанные незадолго до утраты, позволили восстановить образец, который сегодня также хранится в историко-краеведческом музее и входит в часть экспозиции, посвященной этому периоду сибирской истории.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах