На Покров Пресвятой Богородицы омская земля обогатилась четвертым Николой. К трем храмам, возведенным в честь Святого Николая Угодника "присоединился" памятник Николаю Чудотворцу в Ачаирском монастыре. Православные уверены, что Святой чудом помогает каждому. Как спас он когда-то жизнь сегодняшнему гостю редакции - Владыке Феодосию, митрополиту Омскому и Тарскому.
- Было в моей жизни чудо от Николай Угодника, - рассказывает Владыка Феодосий, - как и в жизни любого человека. В 70-е годы, время хрущевских гонений на церковь, я был благочинным (священник с административными обязанностями в нескольких церквях - ред.) Каменец-Подольского округа. Ко мне приехали друзья, чтобы забрать с собой в Санкт-Петербург и устроить там лесничим. Знали, что я люблю природу.
Друзья были в Подольске впервые, поэтому я повез их на Днестр - показать прелести местной природы. И тут чисто по-человечески мне захотелось прихвастнуть перед гостями. Стал переплывать Днестр, а это очень быстрая река, и меня понесло течением прямо к водоворотам. Там даже лодку затягивает на дно. Взмолился я Николаю, и неожиданно пришло спасение. В узком месте в воде оказалась плакучая ива, и ее веточка попала мне в руки. Вцепился я в этот хрупкий прутик и стал очень медленно выбираться на берег...
В нашем городе есть три храма в честь Николая Угодника: Свято-Никольский казачий собор, Свято-Никольская Игнатьевская церковь и Свято-Никольский собор на улице Труда.
Теперь установили скульптуру в Ачаирском монастыре. Кстати, как ни сдержан православный народ в своих пожеланиях и пристрастиях, давно подмечено: не по душе ему скульптурное изображение святых, иконы как-то ближе. Вот у меня в кабинете стоит бюст, еще одни подарок: Иисус в терновом венке. Красиво, но здесь бюст воспринимается как инородное тело, потому что скульптурное изображение святых - это западная традиция, ближе к католической церкви.
Помолясь Богу, решили использовать пьедестал скульптуры как часовню, внутри которой будет икона и лампадки.
Старина возвращается в церковь
- Владыка Феодосий, Успенский собор восстанавливается в полном соответствии с первоначальным вариантом, а будут ли в нем старинные иконы?
- Конечно, старинные иконы - основа любого храма. По сравнению с другими регионами, нам как-то еще удается договариваться с музеями и, спасибо, нам идут навстречу. Год назад губернатор передал епархии Екатерининское евангелие из музея. Мне даже в Москве не сразу поверили, когда о таком чуде рассказал. В церкви истинное место иконе. Это же не просто картина, икона намолена людьми. Да и громкий процесс вокруг Эрмитажа доказывает, что не всегда музей - самое надежной место для ценности.
О внутреннем убранстве Успенского Собора мы думаем сейчас, ведь храм уже видно. Из каждой поездки стараемся привезти святыню для него. Недавно привезли икону Сергия Радонежского, благословленную святейшим патриархом. И еще, на свой страх и риск, привезли икону Живоносный источник. Увидели ее на выставке в Софрино, православной фабрике, и не смогли пройти мимо.
- Интерес омичей к возрождению собора еще раз доказывает, что православная вера в России возрождается. Как вы думаете, связано ли это с ростом благосостояния населения?
- Богатство всегда было и помощью, и помехой вере. С одной стороны, деньги - это грех, с другой - необходимость. Где народ побогаче - там и приход лучше, священство крепче живет. Однако большой жизненный опыт подсказывает, что богатство делает человека черствым. Сам испытал, когда был священником на Украине. По обычаю, должен был под Рождество посетить каждый дом с молитвой. В простом доме хозяин и хозяйка встречают радушно, дети искренне благодарят. В доме побогаче не успеешь в дверь войти, как дети спешат остановить: "Таты нема дому"... Богатые легче идут на грех развенчания, чувствуют вседозволенность. У бедных этого нет.
Священник под угрозой
- На вашей Родине, Украине, сейчас бурлят политические страсти. Как показывает история, обычно в этом "котле" обостряется борьба религиозных течений...
- Таково уж географическое положение Украины: между большими государствами. Если Волынская область, где я родился, относилась к православной России, неделимой и великой, то Галиция была под Францем Иосифом, королем Австрии. Там процветал греко-католицизм, или униатство, которое сейчас становится все сильнее и сильнее. Священники с Украины просятся к нам, потому что на родной земле им угрожают физической расправой. На Украине объявляются сектанты, которые сами себя провозглашают патриархами, а приближенных - митрополитами.
- На недавнем заседании Горсовета предложение о преподавании православия в школах вызвало бурю возмущения. На ваш взгляд, какие бесы раздирают депутатов?
- Сейчас разрабатывается программа факультативного предмета "Основы православия". Тут не надо ничего выдумывать - есть знаменитый "Домострой" Ярослава Мудрого. Он учит, как себя вести, чтобы и перед людьми не смех и перед Богом не грех. "Домострой" усматривал даже телесные наказания, и святые отцы церкви не считали это грехом.
У "Основ православия" уже есть противники, будут и после. Одна причина - в слепой любви родителей к своим чадам, которые боятся загрузить ребенка чем-то дополнительным. Другая - в многоконфессиональности Омского региона. "А как быть нам?" - спросят неправославные. Пожалуйста, пусть приходит в школу раввин, мулла... - это не запрещается.
Что говорить о депутатах, когда нам за полуразрушенное здание кафе "Аленушка" выставили счет в 200 тысяч рублей. Мы его переоборудовали под церковь и теперь выплачиваем по 5 тысяч рублей в год - в рассрочку.
Иконка для Путина
- Как-то мальчики из омского детского дома вышили и подарили мне иконку на Пост, - вспоминает владыка Феодосий. - Получилось настолько красиво, что попросил еще одну сделать для Святейшего Патриарха, к которому собирался ехать. Уже на второй день дети принесли две иконки с надписями на обороте: "Дорогому Святейшему Патриарху" и другая - "Дорогому Владимиру Владимировичу Путину"... Я еще домой не приехал, когда Путин позвонил директору детского дома с благодарностью, а дети получили подарки и путевки на море.
- Чем вы думаете заняться после восстановления Успенского Собора?
- Нужно восстановить Ильинский собор, а там - Воскресенский, за который очень просят военные. Есть желание поставить церковь своему Ангелу-хранителю, святителю Феодосию. Все-таки 20 лет служу на омской земле - пора, но сбудется ли - не известно. Намерений много. Надо все время что-то строить, тогда жизнь идет лучше и увереннее - доброе дело делаем.
- Удается ли в непрерывной работе по восстановлению омских храмов выкроить время на любимое увлечение - рыбалку?
- Рыбалку могу позволить себе все реже и реже. В Ачаирском монастыре есть небольшое озерко. Раньше там красноперка была, водились чебаки и плотва, только вот щуки не было. Сейчас и того нет, ребятишки все выловили. Вот обещают, что когда-нибудь туда вновь запустят рыбу.