144

Митрополит Владимир: В России люди почти перестали молиться

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ в Омске 18/01/2012
Фото: Олега Курдяева

21 год митрополит служил в Средней Азии. Переезд в Сибирь, в которой за всю жизнь он побывал только один раз, в 2010 году, воспринял с долей иронии:

- И в царское, и в советское время в Сибирь и Среднюю Азию людей только в ссылку отправляли. Я в 1990 году тоже подумал, что в Среднюю Азию словно в ссылку еду. Что там епархию, может быть, вообще придется закрыть из-за сильного оттока русскоязычного населения.

Со временем в Ташкенте и Бишкеке, в центральных районах этих городов-столиц, появились духовно-административные центры с конференц-залами и собственной небольшой киностудией. Владыка уверен, что в ближайшем будущем и наш регион ждут значительные перемены. Обо всём этом – в интервью «АиФ в Омске».

Килограмм сахара

- Владыко, Вам не страшно было 21 год назад в Узбекистане что-то своим уставом, образно говоря, в «чужом монастыре» изменить? Без поддержки, в развалившемся Союзе…

- Я никогда не страшусь – Бог ведь везде. Что в Сибири, что в Средней Азии. И Церковь для меня везде одна. Конечно, было сложно. Это в России храмы строятся за счёт благотворителей, привлекаемых к этому в том числе и государством, а на Востоке всё по-другому. Много средств жертвовал народ, а правительство Узбекистана на время строительства духовно-административного центра и духовной семинарии вообще освободило епархию от всех налогов.

Стройматериалы мы привозили безо всяких таможенных пошлин. 21 год назад в Ташкенте в воскресной школе было семь-девять учащихся. Когда я уезжал – 380!

- На Омск, наверное, тоже имеете планы…

- Бывший здесь до меня владыка Феодосий сказал мне: «Не ломайте всё сразу». Но так, как здесь было, дальше продолжаться не может! Я обращался к губернатору, сказал, что хочу построить в Омске духовно-административный центр. Хочу, чтобы во всех храмах действовали воскресные школы. Мы уже открыли в Успенском Кафедральном соборе два класса. Нужно построить резиденцию правящего архиерея и оформить её на Московскую Патриархию, чтобы никто её себе не присвоил. Всё, что есть здесь, – это не моё, это принадлежит Церкви. И так должен думать не только архиерей, но и каждый священник.

-  Я так понимаю, с архиереями других регионов у вас дружба крепкая. А с представителями других религий? Вражды нет?

- Общаюсь со всеми архиереями московского патриархата, всех их поздравляю с Рождеством, Пасхой, днём тезоименитства… Общаюсь с многими архиереями других Поместных Православных Церквей (Константинопольской, Словакии и Чешских земель, Иерусалимской…). С представителями других религий тоже встречаюсь. Но только – мировых религий, но не с сектами. В Омске перед Новым годом на одной из конференций познакомился с местными мусульманами и иудеями. Мы сидели с ними за одним столом, а вот римо-католики и лютеране ко мне не подходили, не знакомились. Но в любом случае с людьми враждовать не нужно. С большим уважением отношусь к представителям ислама (тоже только традиционного). Люблю вступать в богословские и исторические дискуссии.

Когда развалился Советский Союз, то сюда пришли все западные секты. У нас столько лет в стране было безбожие, что от истинной Церкви люди оказались. Секты часто подкупают людей. Например, в Узбекистане в подобных организациях в конце беседы людям раздают по пакету сахара или еще что-нибудь, лишь бы привлечь людей к своей ереси. Приятно же просто так получить килограмм сахара, так ведь? А служителям Православной Церкви потом говорят: «А чего к вам идти, вы же ничего не раздаёте, только хотите, чтобы свечки ставили». Но ведь мы никого не заставляем покупать и ставить свечи... Православным людям самим нравится эта древняя традиция…

Про свечи и Брежнева

- К слову, о свечах. Православная грамотность в стране хромает, люди даже толком не знают, в какое время их ставить: до службы или после неё? 

- В любое время. Студенты в период сессий часто ходят в храм, ставят свечи святителю Николаю, чтобы он помолился о них Господу о благополучной сдаче экзаменов. Главное, ставить свечи нужно от чистого сердца, с любовью к Господу, его святым и своим сродникам… И самое главное – нужно не просто поставить свечу, нужно помолиться. Часто бывает, что человек молится, а мысли его где-то далеко. Это не молитва. Язык просто повторяет слова. Молитва – это когда мы полностью вникаем в неё своими мыслями и желаниями. Это беседа с Богом. А многие люди сейчас почти не молятся.

Как говорит праведный Иоанн Кронштадский, когда мы не общаемся с Источником жизни – Богом – тело наше становится гробом для нашей души, которая дремлет смертным сном…

- Проблема ещё в том, что службы ведутся на старославянском языке. Люди элементарно ничего не понимают…

- Во-первых, не на старославянском совершаются службы в храмах, а на церковнославянском, который намного более понятен русскоязычным людям, чем старославянский, который сейчас изучают разве что только филологи. Я не против и русского языка при Богослужении. Наоборот, считаю, что каждый народ должен слушать службу и молиться на своём родном языке, только вот достойных русских переводов Церковных служб почти не встречал…

- А как же сакральное значение мотив?

- Сакральное значение молитв не в словах только и не в языке, но в том духовном «процессе», который происходит с человеком, когда он молится – беседует со своим Творцом. И «процесс» духовного становления совершается в человеке не от произнесения определенного набора старинных слов, а от искреннейших любви, смирения и покаяния, которые он являет пред Богом и ближними своими…

Да, многие молодые люди сейчас не понимают большей половины службы. Например, приходит ребёнок, ему 10 лет. И спрашивает у мамы: «Почему всё время говорят: “…и весь живот наш Христу Богу предадим”…? Почему я должен отдавать свой живот?». Ну ведь это естественно, что ребенок еще не знает, что славянское слово «живот» означает «жизнь», поэтому уже сейчас в некоторых храмах диакон или священник говорит: «…и всю жизнь нашу Христу Богу предадим…». Как уже говорилось, языком молитвы может быть и русский… Но решать этот вопрос, то есть вопрос о полном или частичном переходе на русскоязычное Богослужение, дело всей Церкви в Ее Соборной Полноте…

- Владыко, что всё-таки делать с духовной безграмотностью многих людей? Уроки Православия помогут?

- В Омске уже подготовлено много учителей, которые смогут преподавать уроки Православия в школах. Без этого нельзя. В Узбекистане, например, с 1999 года преподаватели Семинарии читают небольшие курсы лекций о Православии во всех высших и средних учебных заведениях, чтобы люди могли отличать Православия от множества сект.

- Вас Россия как страна после Средней Азии не пугает? Я знаю, что вы много где служили, например, в Карловых Варах.

- Я родился в Советском Союзе, но сейчас приехал сюда как за рубеж. И мне непривычно жить в той стране, в которой, по сути, вырос. В Чехословакии оказался в 1978 году. Ко мне часто приходила супруга Леонида Брежнева – Виктория Петровна, я был знаком со многими членами политбюро. С Викторией Петровной мы разговаривали часами, иногда она плакала и просила, чтобы я молился за Леонида. Я молился, в конце концов, не оторван же я от жизни…

- А с простыми омичами общаться будете?

- Конечно! Я жду этого. Но что мне им говорить? Что у нас тут так всё сложно и неорганизованно в епархии? Так мне скажут: «Как же так, раньше ведь хорошо было?». Тогда почему многие мероприятия, которые должна организовывать епархия, организует министерство культуры? Говорят, что больше некому. Мне даже обидно. Я на днях собирал сотрудников епархии, поздравил их с Рождеством, раздал по пакету с конфетами. А они удивляются - у нас такого никогда не было. Почему? Должно быть! Во всех Церковных учреждениях на Рождество Христово, на Пасху собираются люди и поздравляют друг друга. Будем исправлять...

ЕГЭ для священника

- Владыка, Вы служили в армии. Сейчас в военных частях хотят в обязательном порядке вводить должность священника. В этом действительно есть необходимость?

- Священники в армии нужны. Меня в конце 50-х годов прошлого века во время обучения в духовной семинарии отправили сначала в танкисты, потом в стройбат.  И мне неприятно слышать, когда молодые люди сейчас добиваются того, чтобы не служить в армии. Говорят, что там солдат бьют. Не знаю, может быть, и так. Но в моё время армия воспитывала. Делала мужчин более сильными. Чему я только в армии не научился! И водителем был, и экскаваторщиком, и медбратом.

Один военврач предложил мне пойти к нему в медчасть. Я сказал, что медицинского образования у меня нет. В итоге замполит предлагал мне поступать в мединститут. Говорил, что из меня получится хороший хирург. Только при этом, мне нужно было бы писать отречение от веры – советское время, воинствующий атеизм… На это я не пошел… А в 10-м классе, например, я хотел стать военным лётчиком, даже прошёл медкомиссию в высшее лётное училище. Но мама плакала, говорила, что самолёты падают, а сын у неё один. Так я и оказался в духовной семинарии.

- Вот так вот совершенно случайно?

- Нет, мои родители были очень религиозными людьми, мама часто в детстве возила меня в паломничества по монастырям. Так получилось, что ни пионером, ни комсомольцем я не был. Не потому, что не хотел. Не получилось. В день, когда меня должны были принимать в комсомол, случилось странное. Кто-то перевернул чернильницу на платье одной девочке, а подумали на меня. В итоге поссорился с директором.

Когда поехал поступать в духовную семинарию в Одессу. 360 человек на 40 мест! А я молдаванин. В семинарию брали тех, кто лучше всех сдавал экзамены – славянский язык, письменный экзамен по русскому, знание молитв, пение, собеседование. По конкурсу я не прошёл и вернулся домой. А потом в Одессе был случайно и к этому времени как раз пару человек исключили, а меня приняли.

- Сейчас стать священником тяжело? Например, в Омске?

- В Омске есть духовное училище, но оно в таком состоянии, что ни жить там, ни учиться практически невозможно. Никаких условий! Извините, но это – не училище. Планирую в наступившем году открыть в Омске духовную семинарию совсем в другом помещении.

- ЕГЭ туда сдавать нужно будет?

- Экзамены вступительные сдаются обязательно. И аттестат должен быть о том, что человек среднюю школу закончил.

Пост как мода?

- Владыко, сейчас на Православие идёт просто-таки мода – постное меню в ресторанах, венчание в Церкви… Это, по крайней мере, странно.

- Венчание – это не мода, а Таинство. А в России это почему-то считают модой. Понимаете, венчаться нужно обязательно, и чем раньше, тем лучше. В России сейчас много разводов. Проедьтесь по Средней Азии – брошенных детей у казахов, узбеков, таджиков вы не увидите. Все беспризорники – русские... И бомжи тоже почему-то в основном – русские…

В Омске прошлым летом поставили памятник святым Петру и Февронии – покровителям православного супружества. И что с ним делают? Собираются возле него, наливают в бокал шампанское и говорят: «Ну что, Пётр, за твоё здоровье!». Ещё и обольют памятник этим же шампанским. Это бескультурье! Кощунство! У нас не понимают того, что есть святость, а что – обыденность.

Что касается поста, то сейчас он часто превращается в саморекламу какую-то: «Я пощусь!». Не нужно так делать. Когда я прихожу к человеку в гости, то он угощает тем, что у него есть. Я могу при этом поесть и предложенную мне мясную пищу. Нельзя ни в коем случае обижать хозяина словами: «Это я не ем, я пощусь!». Не то, что входит в наши уста, оскверняет нас, а то, что исходит из них – злоречие и гнев. К тому же во время поста есть послабления для детей, беременных, больных. Церковь не призывает к тому, чтобы мы уморили своё тело голодом. Мы должны грамотно управлять телом и душой. Истинный путь – это воздержание языка и чувств.

- Но есть ведь люди, которые впадают в крайности…

- Не только обычные люди впадают в крайности, но и священники… И здесь, в Сибири был один священник, который уверял, что знает, когда грядёт второе пришествие. Откуда он это знает?!

Если ты будешь каждый день молиться и ничего не делать - станешь фанатиком. Если будешь каждый день работать и не молиться – безбожником. Во всем нужно придерживаться «золотой середины».

- А исповедоваться должен каждый человек?

- Исповедь – это когда человек приходит исповедоваться самому Господу Иисусу Христу. Священник при этом является лишь свидетелем, который просит Господа простить кающемуся грехи и помочь ему исправиться. При этом свидетель этот должен хранить тайну исповеди. А исповедоваться должен каждый, ведь каждый согрешает пред Богом и ближними, так ведь? Причём называть на исповеди нужно все свои грехи, а не только то, что сам считаешь грехом, скрывая то, в чем себя вполне оправдываешь...

- Скажите, а женщины в брюках в храме – это грех? Многие считаю это просто формальностью.

- Главное – чтобы женщины приходили молиться в храм, а что в брюках – так это ничего. Не нужно их ни ругать за это, ни хвалить. Они сами со временем поймут, что одеваться нужно прилично. А некоторые виды юбок более неприличны, чем брюки… Я был свидетелем того, как в США в храм пришли около 100 женщин. Все в чёрных платочках и костюмчиках. И выглядело это более прилично, чем если бы они пришли в мини-юбках или шортах…

Что касается платка на голову - то лучше совсем без головного убора, чем с носовым платком на макушке… Но по уставу, конечно, требуется, чтобы женщина, заходя, в храм покрывала голову платком. В знак того, что она именно женщина...

- Ещё вопрос: что, если имя, данное при Крещении, не совпадает с именем в свидетельстве о рождении? Говорят, что ангел-хранитель отворачивается от ребёнка…

- Родители пусть не переживают, подобного рода речи – суеверие. Многие наши святые имели до Крещения одно имя, а после Крещения другое – из святцев.

- Кстати, а кто имеет право звать Вас мирским именем?

- Сейчас никто не зовёт, это в некоторой степени неприлично... Но во всех документах я пишу - Иким Василий Захарович.

Досье

Митрополит Владимир (Иким). Родился в Молдавии в 1940 году. Окончил Одесскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. Служил в Чехословакии, с 1990 года - епископ Ташкентский и Среднеазиатский, 27 июля 2011 года назначен митрополитом Омским и Тарским.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах