В Сибири не было войны, Омская область находилась в глубоком тылу. Однако лихолетье пришлось пережить и взрослым, и детям. Ученица омской гимназии N 26 Ольга Крылова записала воспоминания своей бабушки, детство которой прошло в деревне Преображеновка Саргатского района.
"Война ...Совсем я маленькая тогда была! Есть охота было все время. Помню, как поле уберут, мы ходили, собирали колоски. И гнилой картошке радовались! А у одной семьи в деревне отец работал на току, он проделал в полу маленькие дырочки, и туда ссыпалось зерно. У его семьи всегда был белый, свежий и мягкий хлеб, совсем чуть-чуть, но был. Как-то раз я и не выдержала: собрала все наши серые лепешки и отнесла их этой семье. Думала, мне хоть полбулки дадут, а дали всего маленький кусочек! Я его тут же и съела. Вечером мать пришла домой, а есть нечего. Ой, и попало же мне тогда! Стыдно было, но есть-то все равно хотелось.
Также лес нас кормил. Собирали грибы, ягоды, саранки выкапывали, похожие на головки чеснока. Еще травой питались, всякую ели: пестики собирали, лук, щавель дикий. Паслен! Помню, хоть куда побежишь, если паслен есть! Это считалось просто объедением, а сейчас если съедят его, так, наверно, и отравятся. Словом, травоядные мы были, о мясе даже и не вспоминали! Да, еще жмых ели! Когда по деревне, бывало, мужик вез его на телеге, так целая толпа за телегой бежала, лишь бы кусок украсть. А если сопрем кусок, кнута получали, да нас и это не останавливало! Его ведь на базу скоту везли, а мы у скотины еду воровали!
Бывало, родители нас обманывали, только бы не знали дети суровой действительности. Когда мой братик, например, просил кусочек сахарку, ему говорили: "А ты попроси у радио, может, оно тебе даст". Ну, мой братишка и просил: "Матушка радио, дай сахару". В это время с другой стороны радио мама подкладывала кусочек. Сколько радости было!
Обуви у детей практически не было, босиком бегали, только плетеные лапти, резиновые сапоги да калоши на выход. А в школу мы ходили с деревянными чемоданами! Дети были все добрые, не то, что сейчас. Никто не приглядывался, как одеты, обуты. К нам в семью попали две девочки из детдома. Мы жили все дружно, словно родные были...".