Примерное время чтения: 6 минут
110

Самые хорошие жены - девочки из "09"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ в Омске 20/06/2007

Однажды в автобусе Валентина Павловна, показав кондуктору проездной, сказала: "Добрый день! Вторая!". Поднимая дома трубку, она нет-нет, да ответит: "Алло! Справочная слушает!". Немудрено: эти слова Валентина Трофимова, старейший работник омской службы "09", произносит 850 раз в день! И так - уже более 20 лет.

Мы набираем телефон справочной и не очень-то и задумываемся, кто нам отвечает. Для нас это просто голос в трубке, который знает все... Ну или почти все. Но всезнающий человек-голос вынужден быть и психологом, и спасателем, и исповедником.

Они работают шесть часов в день с часовым обеденным перерывом. Не проходит ни минуты, чтобы они молчали. Тем более, у них нет времени на перекусы, "чаи", болтовню с подружками по телефону. А порой телефонистки из "09" выходят за рамки инструкции.

- Валентина Павловна, зачем-то еще, кроме справки, звонят в "09"?

- Однажды позвонил мальчик, у которого ночью умерла мама. Он испугался и убежал из дома, из автомата набрал 09, сильно плакал. Я успокоила его и сказала, чтобы он подозвал кого-то из прохожих. Трубку взяла женщина. Надеюсь, что она отвела ребенка в милицию, как я попросила. Верю, что там ребенку помогли... Был и забавный случай: звонит перепуганный молодой парень. Жена оставила его водиться с грудным ребенком, а папаша не знал или с перепугу забыл, чем кормить малыша. Чуть не плачет: "Помогите! Расскажите, как варить манную кашу!" А однажды на нас вышел мужчина. Кричит в панике: "Девочки, миленькие! Мы в пробке на Ленинградском мосту застряли, а у меня жена в машине рожать начала!.." Я сделала все, что могла - связалась с сотрудниками ДПС.

- Прямо служба спасения...

- Да, ведь мы первыми в Омске узнаем о происшествиях. Потоп, буря, гололед, столб упал на проезжую часть - нам звонят в первую очередь, советуются, что делать. С нас (не поверите!) спрашивают даже расписания праздников и фейерверков. Сообщаем, потому что знаем - никуда, кроме нас, люди не дозвонятся. Старички обращаются, сетуют, что жизнь невыносимая стала, просят телефоны властей. Чаще всего жалуются на ЖКО: не могут дозвониться, вызвать мастера, добиться ремонта. Мы даем телефон диспетчера городского хозяйства - до него всегда можно дозвониться.

- Вы, наверное, за годы работы уже изучили психологию своих клиентов?

- На обслуживание абонента отводится около одной минуты при условии, что он задаст конкретный вопрос, назовет адрес. Но бывает, что информацию приходится буквально добывать. Звонит женщина: "Дайте магазин на такой-то улице". Сверяюсь с базой - нет такого. Задаю уточняющие вопросы, и в конце трехминутной "пытки" выясняется, что женщине нужно заплатить...за водительские права.

Другой наш крест - "углы". "Дайте кафе на углу улицы Лермонтова!" - поступает запрос. Я имею полное право прервать связь с абонентом, однако пытаюсь помочь и нахожу злополучный "угол".

На что еще тратится наше время? На граждан, которые по пять минут ходят за бумагой и карандашом. На старушек, которые по 15 раз в день звонят и уточняют, какие сегодня день, число и месяц. На маленьких и больших хулиганов, на скандалистов и людей, которым не с кем пообщаться. Как правило, в первой половине дня поступают "дисциплинированные", деловые запросы. К вечеру - больше звонков от выпивших, возбужденных, нервных граждан. Поторапливают, подгоняют, а порой и ругаются нецензурно. Сейчас большая проблема - дать справку по "квартирным" телефонам: если абонент не написал заявку на внесение в базу данных, его номера у нас нет. Клиенты же устраивают нам скандалы: "Вам просто искать не хочется!".

Бывает, что звонят выпившие женщины, которые запрашивают телефончик мужчин по вызову. Грустная примета "нового" времени. А чересчур веселые мужчины вечером в пятницу поздравляют нас с праздником, который называется "Завтра суббота".

- А вы сами пользуетесь услугами "своей" службы?

- Бывает, что мне домой звонят друзья и спрашивают: "Валя, ты не помнишь номер такого-то театра?" Называю сразу, если помню, а если нет, то связываюсь с девочками-коллегами. Да, у меня в памяти, как в базе данных, "забито" больше сотни телефонных номеров: справочные вокзалов, аварийные, пенсионные, налоговые, социальные службы, кинотеатры... Это происходит против моей воли - так уж устроен человек. Иногда не запоминаю "насильно" - это лишняя информация, которая перегружает мозг. К тому же, есть опасность ошибиться: очень быстро меняются номера, поэтому стараюсь не рисковать - сверяюсь с базой. Раньше один номер по 15 лет "стоял", а теперь часто меняются.

- Обращаются ли к вам люди со своими бедами?

- Часто звонят женщины, матери наркоманов, в отчаянии просят совета. Сердце разрывается их слушать. Мы поможем бедным женщинам только тем, что дадим номер телефона доверия. Обращаются и те женщины, которых пьяные мужья избили и выгнали из дома с детьми. Им советуем звонить в социальный приют. А однажды на связь вышел рыдающий...мужчина: его бросила жена, и он хотел наложить на себя руки. Я говорила с ним долго, наверно, как исповедник. Успокоила бедолагу и убедила позвонить психологу. ...Я очень сильно устаю, но люблю свою работу, ведь я помогаю людям жить.

Когда я прихожу домой, близкие переходят на шепот: знают, что тишина для меня - лучший отдых. У нас на работе шутят: самые хорошие жены - девочки из "09": на работе наговорятся, дома молчат.

"Приколы" службы "09"

- Дайте номер фабрики вяленой обуви.
* * *
- Пригласите девушку, которая говорит: "Справочное, ждите ответа!".
- Это не девушка, а автоинформатор!
- Ну вот ее и пригласите!
* * *
- Дайте ВТЭК по костям!
* * *
- Срочно больницу, где мой муж с ушами лежит!
* * *
- Помогите мне любимого отыскать.
- Где он живет, какой адрес?
- Да мне все равно, где он живет, лишь бы был высокий и голубоглазый.
* * *
- Девушка, Кислый на свободе!
- Мы рады за него.
- Да вы не поняли: фамилия Кислый, живет на улице Свободы.
* * *
- Дайте телефончик, где по ул. Ленина корабли плавают. (Как выяснилось, абонент просил телефон справочного речного вокзала).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах