"Алло, вы поп? А я - антихрист, Люцифер! Долго вы еще будете людям надоедать? Я пока по-хорошему прошу - прекращайте! Иначе...". По словам отца Александра, это был самый странный собеседник за год дежурства священнослужителя на православном телефоне доверия.
"Я несколько раз пытался что-то сказать в ответ, но вскоре понял: бесполезно. Звонящий оказался просто психически нездоровым человеком, - вспоминает он. - Об этом мне рассказали сотрудники кабинета психологической помощи, на базе которого пять лет назад и начала работать православная служба".
К своему дежурству у телефона отец Александр Лемешко, священник прихода в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в селе Пикетное Марьяновского района, относится с не меньшей ответственностью, чем к церковному богослужению.
- Отец Александр, кто обращается к вам за помощью?
- Нам звонят разные люди: и прихожане, которые парализованы или из-за старости не могут выйти из дома, и непросвещенные в аспектах веры, те, кто только присматривается к церкви, а потому интересуется мнением по разнообразным поводам, даже политическим. Задают самые различные вопросы: о поведении в храме, об исповеди, причащении, покаянии; просят совета в толковании Священного Писания. Нередко звонят женщины, которых избивают мужья. Раздаются звонки и от пенсионеров. Они, как правило, жалуются на своих детей, которые их не любят, забирают деньги, выживают из квартир. Но чаще всего обращаются люди, которые близки к самоубийству, так как потеряли смысл жизни. Получение образования, карьерный рост, материальное благосостояние - все это промежуточные цели. Со временем, особенно к старости, они утрачиваются. Просто одни люди не отчаиваются и продолжают искать новый смысл жизни, а другие опускают руки. Для меня как для священнослужителя неоспоримо то, что цель, ради которой стоит жить, должна быть за пределами жизни. В этом случае вопрос о бессмысленности земного существования никогда не возникнет.
- Удается ли с помощью телефонной беседы избавить человека от тяжелых мыслей?
- Как правило, люди, близкие к суициду, ищут утешения. Многие его находят, а некоторые впадают в депрессию. Говорю, что буду молиться за них, просить Бога вразумить их. Но я не всесилен... Однажды позвонила старая женщина, только что похоронившая мужа. Она твердо решила уйти из жизни. Все мои попытки вывести ее из подавленного состояния, скорее всего, были бесплодны... А как-то позвонил мужчина. Он рассказал, что несколько лет назад получил травму, которая навсегда приковала его к постели, что жена и дети со временем стали относиться к нему не так, как раньше. Его все не устраивало, все раздражало. Звонивший заявил, что не хочет больше жить. Возможно, недовольство близкими было лишь плодом его воспаленного воображения. Не знаю, как сложилась судьба этого мужчины, но после того, как я приехал к нему домой и мы поговорили, он приободрился.
- Есть ли постоянные абоненты православного телефона доверия?
- Одна пятидесятилетняя женщина звонит по нескольку раз на неделе, а иногда и по два-три раза на дню. По словам сотрудников суицидальной службы, ее голос на том конце провода раздается уже на протяжении пятнадцати лет. Причина всегда одна - невыносимое одиночество. Эта женщина страдает от рассеянного склероза, у нее сложные отношения с мужем, и пенсионерке просто больше не к кому обратиться, не с кем поговорить-посоветоваться.
Печально, но количество суицидов среди инвалидов и пожилых омичей довольно высокое, а одиночество - одна из главных причин, которая заставляет их добровольно покончить с собой. Даже находясь в окружении близких, эти люди остаются никем не услышанными, чувствуют себя ненужными. Телефон доверия для них как спасательный круг.
- Часто ли за поддержкой обращаются наркозависмые, ВИЧ-инфицированные?
- К сожалению, нет. Чаще звонят их родственники. Наркоманы - это люди с подавленной волей. Большинство из них просто не верит в то, что сможет справиться самостоятельно. Помочь же человеку, который не просит о помощи, практически невозможно. Ведь чтобы спастись, тонущий должен изо всех сил барахтаться, хвататься за протянутую ему руку. Если же человек "топориком" идет ко дну, не веря в свое спасение, то бесполезно вытаскивать его на берег.
Весьма редко раздаются звонки от ВИЧ-инфицированных. Такие люди, как правило, боятся говорить о своей болезни и переживаниях. Замкнутость - самое тяжелое состояние для ВИЧ-позитивного. Важно "разговорить" обратившегося, ведь проблема, названная вслух, - это уже частично решенная проблема. Страдания человека со страшным диагнозом нельзя прекратить, но помочь их вынести - можно.
- Набирают номер телефона доверия из-за хулиганских побуждений?
- Однажды позвонила женщина, которая, очевидно, исповедовала другую веру, и стала расспрашивать о православии. В процессе нашего общения она все более раздражалась, стала хулить священство, церковь. Мне пришлось ее перебить, извиниться и повесить трубку.
- Еще совсем недавно невозможно было представить священнослужителя с телефоном в руке. Сегодня это стало нормой...
- Средства связи, как и любые другие вещи, при разумном использовании помогают в проповеди. Ножом ведь тоже можно и хлеб резать, и человека убить. Важно, чтобы достижения науки и техники не мешали людям духовно развиваться. Недопустимо сводить человеческое общение только к разговорам по телефону или переписке по электронной почте, нельзя познавать мир лишь с помощью телевизора. Помню, когда я еще был школьником и жил в Сургуте, родители купили мне компьютер. На улице стояли крепкие морозы, занятия отменили, и я часами сидел у монитора. Когда вынужденные каникулы закончились, мне стало понятно, что общаться со сверстниками как раньше мне невыносимо трудно. От этой мысли охватил ужас. А что у нас сегодня нередко делают молодые мамы, чтобы успокоить плачущее дитя? Усаживают перед телевизором! Таким образом, ребенок лишен возможности учиться мыслить, выстраивать логические цепочки, фантазировать, у него формируется примитивный тип мышления. Повзрослев, такие люди с трудом отвечают на вопросы о смысле жизни, а чаще не находят ответа. А вот у человека с богатым внутренним миром мысли о суициде, как правило, не возникают.