Примерное время чтения: 5 минут
78

"Нелюбимец" генералиссимуса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ в Омске 21/03/2007

Омич Кирилл Зашибин - один из немногих артистов, кому довелось сыграть и Гитлера, и Сталина, и Щорса. Выходя на сцену Малого театра в Москве, он видел в паре метров от себя, в ложе, строгое лицо генералиссимуса. Мечтал о кино и даже исполнил несколько ролей каскадерского плана. Но дорога на экран ему была заказана: Иосиф Виссарионович лично распорядился снимать фильмы только про рабочий класс. А у Зашибина лицо было слишком интеллигентным...

В телевизионном эфире он все-таки появился. Через много лет, но только не на центральном телевидении, а на омском. И не в качестве актера, а в качестве журналиста, собеседниками которого были самые известные люди страны.

"Тоже допрыгаешься"

Каскадерская кинокарьера, захватившая Кирилла Зашибина в юности, продлилась недолго. А около 15 лет назад дали знать о себе последствия тяжелых нагрузок.

- Шли мы как-то после съемок с Павлом Луспекаевым на трамвайную остановку, - вспоминает Кирилл Сергеевич. - И тут я заметил, что он хромает. Держусь, говорит, как могу - ноги очень болят. Ты вот прыгаешь с лошадей да с поездов на полном ходу. Тоже когда-нибудь допрыгаешься.

А Зашибина как раз пригласили сыграть эпизод в "Заставе в горах". Про дублеров-каскадеров у нас тогда и знать не знали. А поскольку за Кириллом Сергеевичем еще с войны закрепилась слава спортсмена и отличного стрелка, то за помощью к нему режиссеры обращались неоднократно.

- Это только кажется, что поезд летит на большой скорости, - объясняет Зашибин. - На самом-то деле он тащится еле-еле. А сыграть надо как будто на полном ходу. Мне режиссер и наказ заранее давал: на таком-то месте будет такой-то скат. Лети кубарем, а потом лежи и не вздумай вставать. Камера должна снять "неподвижное тело".

Интеллигентам путь заказан

После окончания войны Кирилл Зашибин пошел прямиком во ВГИК. Очень уж в кино сниматься хотелось. Но руководитель курса, знаменитый Василий Ванин, актера в первокурснике никак не хотел видеть.

- Я тебе советую в театральное переходить. В кино тебе ничего не светит. Иосиф Виссарионович распорядился снимать только про рабочий класс. Про колхозников, про революционеров. А у тебя для таких ролей физиономия слишком интеллигентная. Вон, видишь, Славка Тихонов на подоконнике сидит. Еще один интеллигент. Всего на курс тебя старше. Так и он просидит всю жизнь, а режиссеры будут других приглашать.

И словно в противовес мнению Ванина, чешские студенты предложили Зашибину крошечную ролюшку в своем дипломном фильме. Сняли его в 1948 году, а назывался он "Счастье". Правда, для Зашибина дело закончилось печально. После еще одного замечания Ванина, глубоко задевшего юношеское самолюбие, Кирилл забрал документы и ушел из института.

Не зная куда податься, он заглянул в столичное управление, заведовавшее всеми театральными учреждениями. Не успел он и пары шагов сделать, как наткнулся в коридоре на... Зою Космодемьянскую. У парня ноги подкосились. Женщина ловко придержала его за локоть, усадила на стул и, улыбнувшись, сказала: "Ну, вы еще легко отделались. Мне, бывало, скорую помощь приходилось вызывать. Некоторые люди при виде меня вообще сознание теряют". Столько раз он видел фильм про партизанку Космодемьянскую, в мельчайших подробностях помнил финальные кадры, когда она на снегу с петлей на шее лежит. А тут - живая... Та самая Галина Водяницкая, которой сам товарищ Сталин премию за эту роль вручил. Однако попутно он распорядился, чтобы в кино ее больше не снимали, чтобы для всех она навсегда осталась Зоей Космодемьянской. Вот и вынуждена была актриса перейти на административную работу. Так она познакомилась с Зашибиным и стала одним из его лучших друзей.

- Когда мы по Москве гуляли, она головной убор практически на глаза опускала, чтобы никто не узнал. Иначе ее тут же толпа обступала. А некоторые шарахались в сторону, как я в первый раз. Настолько сильное действие оказывал на людей ее мастерский кинообраз.

"Неизвестный"

- Однажды в павильоне Мосфильма шли интенсивные съемки. В одной части павильона снимался я, в другой - какой-то Александр Вертинский. Объявили перерыв, и он почему-то сразу к нам подошел, к молодежи. Разговорились... Позже возле Дома союза я увидел афишу с его именем. Ну, думаю, зайду-ка посмотрю, чего он там вытворяет. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что он еще и поет! Вертинский как исполнитель в то время в полузапрещенных числился, и мы, молодые, мало что о нем знали.

После ВГИКа Зашибин решил получить диплом Щепкинского училища. Но через 1,5 года оставил и это заведение. В 26 лет Кирилл Зашибин стал редактором музыкальных передач на омском радио (а несколько лет спустя - телевидения) и регулярно украшал эфир беседами с самыми известными в стране людьми.

Счастливых совпадений и случайных встреч в его судьбе было больше, чем в любом латиноамериканском сериале. Омич снялся в 12 фильмах, среди которых "Донецкие шахтеры", "Спортивная честь", "Автострада Москва-Семфирополь". Показывают их редко. А то, что Кирилл Сергеевич видит по телевизору сегодня, он с грустью называет "одним бесконечным и злым фильмом, в котором из программы в программу не меняется ничего, кроме актеров".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах