"Сорок пять процентов российских военных технологий безнадежно устарели, - считает Валерий Лесин, заместитель начальника федеральной службы по оборонному заказу. - Еще треть военно-научного потенциала в случае бездействия мы растеряем в течение пяти лет". Такое заявление прозвучало на прошедшей в Омске Межрегиональной научно-практической конференции "Броня-2006".
Единственный выход из этой ситуации специалисты "Рособоронэкспорта" видят в создании "Координационного совета по танкостроению". "Местом расположения такого совета может стать Омск", - заявил Валерий Лесин.
"Из-за огромного отставания в технологиях российская техника не соответствует требованиям мирового рынка", - отметил Евгений Забавин, заместитель начальника департамента анализа и перспективного планирования "Рособоронэкспорта". Россия теряет позиции в сфере продаж бронетехники. Главная причина этих бед - неправильный менеджмент.
Примером может служить давнее противостояние конструкторов танков Т-90 и Т-80. По словам Евгения Забавина, семь существенных технологических доработок, которые требуют машины, можно реализовать только на омском танке Т-80У. Но несмотря на такие отчеты, Россия продолжает попытки выпустить на мировой рынок только тагильское детище. А омский танк остается одним из самых мирных за всю российскую историю танкостроения. Т-80 успел повоевать только в Чечне. И он до сих пор ни разу не продавался за рубеж.
Омичи придумали дым!
При этом никто из участников конференции не отрицает высокого боевого потенциала омского танка. Газотурбинный двигатель позволяет подготовить монстра к выезду за пять минут. Специальное топливо - БТВ-масса - не замерзает даже при минус шестидесяти (хотя в принципе Т-80 может работать "на всем, что горит"). А комплекс управления вооружением, установленный на этой машине, долгое время являлся сверхсекретной разработкой.
Помимо отличных боевых характеристик, омский танк отличается низкой ценой - главным показателем конкурентоспособности. Если американские машины стоят пять- шесть миллионов долларов, то Т-80, по оценкам некоторых экспертов, может стоить около одного миллиона.
Высокая цена американских боевых машин не помешала им хорошо гореть в Иракских пустынях. Средняя "живучесть" американских танков не превышала в бою 8-12 минут. Участников омской конференции интересовал логичный вопрос: сколько проживут в бою российские танки, тот же Т-90? Пятнадцать минут или пять?
Уничтожить танк в современном мире несложно - существует большое количество противотанковых орудий с различными системами наведения. Кстати, специалисты Омского танкового инженерного института успешно испытали в этом году дымовые шашки с радиопоглощением, которые выводят из строя все системы наведения в радиусе задымления.
Чем не угодили украинские колеса?
Одной из самых обсуждаемых тем конференции стал вопрос о переходе всей российской армии на уральские колеса. Единственным грузовиком к 2010 году в нашей армии станет "Урал". Связано это с тем, что в СССР большая часть колесной военной техники была украинского производства. Поэтому возникла задача найти замену украинскому "КрАЗу". Только вот до сих пор техника уральского завода часто выходит из строя.
Вообще "украинофобия" ярко проявлялась у большинства членов конференции. Вроде бы они и бронетехнику продают всем по более низкой по сравнению с нами цене (естественно, при помощи американцев, которые им разницу возмещают). Да и на ремонте и обслуживании уже проданного оружия они, в отличие от нас, большие деньги делают. Обидно.
Помимо "украинского вопроса" участники конференции сошлись еще в одном мнении - достоинстве омского мероприятия. Оказывается, в Омске можно спорить! Сначала поругать отечественную бронетехнику, а потом ее же хвалить.
Для России такие обсуждения могут стать толчком к хоть каким-то улучшениям в оборонной отрасли, а для Омска...Некоторые высокопоставленные члены конференции делали аккуратные заявления о возможном возобновлении федерального финансирования и производства танков Т-80У... после 2010 года.