Омск, 27 марта – АиФ-Омск. Как добиться качества товаров на прилавках и что надо предпринимать, чтобы о наших товарах узнал весь мир? В Омской области прошёл II Торговый форум Сибири, он собрал профессионалов в сфере ритейла, индустрии гостеприимства (отели, рестораны, кафе) со всей страны.
Второй раз в экспоцентре состоялось масштабное мероприятие, посвящённое торговле и услугам. Круглые столы, всевозможные секции, выставки, мастер-классы… Участие в форуме приняло более 800 человек из 14 регионов России. Не исключено, что уже следующий торговый форум в Омске может получить статус всероссийского.
Кулинарное шоу
Едва переступив порог экспоцентра, тут же стало понятно, что эти два дня «балом» здесь будет править торговля во всех её проявлениях. На календаре 20 марта, час Х, ставший временем открытия форума, - 10.00. Участникам мероприятия скучать некогда - всё расписано в буквальном смысле по минутам. Чтобы успеть посмотреть и послушать всё, что запланировали организаторы, нужно находиться в трёх местах одновременно: выставочные площадки превратили в зрелищное шоу, - о времени забываешь напрочь.
Мельница из макарон, свадебное платье из шоколада, удивительной красоты рисунки на кофе, затейливые блюда - гастрономическими изысками посетителей на экспозиционной площадке начали удивлять с самого утра. Добавьте сюда кулинарный поединок омских пекарей, поваров, кондитеров, конкурс бариста, барменов, фестиваль кулинарного искусства с дегустацией… Даже если вы к торговле не имеете ровным счётом никакого отношения - не страшно. На форуме можно было перекусить, приобрести полезные «кухонные» навыки и быть в курсе последних тенденций мировой гастрономии.
- Я совершенно случайно оказалась в экспоцентре на мастер-классе по приготовлению тортов, - делится впечатлениями омичка Анна КОВАЛЁВА. - Интересные рецепты тортов я уже 15 лет собираю, у меня вся семья - сладкоежки. Всегда считала себя профессионалом в этой области, но то, что придумали омские кондитеры, меня просто поразило!
Отдельного внимания заслуживает свадебное платье. Наверное, не было ни одного посетителя форума, который с удивлением не начал бы рассматривать манекен. На первый взгляд - обычное платье, на второй - настоящий шедевр из сахарной пасты и шоколада. Его мастер-кондитер Татьяна ВЕРТАШОВА изготовила вручную! Все кружева выглядят совсем как настоящие. Страшно даже подумать, как такую красоту можно есть?!
Стимул для бизнеса
Пока творцы и креативщики форума делали своё дело, в залах для заседаний обсуждали перспективы развития торговли в Сибири и её слабые места. Мнение многих участников форума сводилось к тому, чтобы торговые рынки стимулировали развитие сельского хозяйства. Основной упор необходимо делать на экологически чистые продукты, что должно стать нашим брендом. С предпринимателями Сибири согласился и Виктор НАЗАРОВ, губернатор Омской области, который тоже посетил форум, и Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, полномочный представитель президента в СФО. Полпред ещё на прошлой неделе заявил о своём участие в форуме; он с неподдельным интересом обошёл все выставки в экспоцентре и выступил на пленарном заседании.
Итогом форума стало подписание соглашений, в том числе между ассоциациями кулинаров Омска и Бурятии. К Сибири нужно привлекать внимание, и чем больше о нас будут знать, тем выше конкурентоспособность региона. Кстати, шансы попадания сибирских продуктов в крупные торговые сети вполне реальны. По мнению Сарваза АЛИ-АСКЯРИ, кандидата экономических наук, доцента кафедры аудита Сибирского университета потребительской кооперации, международные компании в последнее время заинтересовались Сибирью. В ближайшие два года свои первые магазины в России собираются открыть 15 международных розничных сетей, работающих в различных сегментах потребительского рынка.
Участники форума намерены предложить целый пакет поправок в федеральные законы, в том числе - направленные на расширение мер поддержки малого и среднего бизнеса и потребкооперации. Но самое главное - третий торговый форум состоится на всероссийском уровне. И разработка его концепции началась уже сейчас.
Супермаркет или рынок?
Так ли хороши крупные супермаркеты с экономической точки зрения, рассуждает Елена РАЗОМАСОВА, кандидат наук, доцент Сибирского университета потребительской кооперации:
- Будущее за сетевыми компаниями, если мы законодательно не защитим рынок и не сделаем его прозрачным и конкуренто-способным. Торговые сети подавят всю частную предпринимательскую инициативу и потребительскую кооперацию. Это плохо, потому что сетевики навяжут свои условия игры и спровоцируют инфляцию. Рыночная монополизация - это локомотив инфляции. Почему в Америке при всех кризисах инфляция не выросла больше чем на 4%? Потому что там все эти вещи прописаны на законодательном уровне. В России - нет. У нас существует закон о конкуренции, принятый в 2006 году, но он не работает. В нём прописано, что монополистом считается субъект, который занимает на рынке долю более 50%. Но критериев и чётких методик оценки, которые определяли бы эти 50%, нет. Нельзя доказать, что человек является монополистом.
Надо брать опыт передовых стран, которые умеют регулировать рыночные процессы в торговле, сфере услуг. В одинаковых условиях на рынке создаётся поле для конкуренции. Таким образом снижается цена товара и растёт его качество. У нас же региональные ритейлы, не дождавшись поддержки государства, пытаются сами решить все эти проблемы.
Компетентно
Виктор НАЗАРОВ, губернатор Омской области:
- Сегодня в регионе необходимо создать эффективную товаропроводящую сеть, которая будет соответствовать требованиям сценария развития экономики Сибири и России. Предприниматели и власть должны консолидировать свои силы. Это необходимо не только для минимизации риска, но и для повышения конкурентоспособности наших регионов. Уровень жизни населения будет зависеть от состояния рынка. Для Сибири, которая географически отдалена от делового центра, это необходимо вдвойне. Первая задача - власть должна создать условия торговым организациям для продвижения сибирских товаров на российские и мировые рынки, особенно на рынки приграничных государств.
Вторая задача - бизнес и власть должны наладить партнёрские отношения. Третье - нужно развивать инфраструктуру в сельской местности. Также нужно решить кадровый вопрос. Всё это зависит не только от региональных властей: нужна корректировка законодательства, разработка точечных мер поддержки. Продукция, производимая в Сибирском регионе, экологически самая чистая. Вот этот бренд и нужно развивать. Уже сейчас в северных районах Омской области заметным направлением в экономике становится заготовка дикоросов: грибов, ягод, орехов. Около 100 тонн продукции у населения уже было закуплено, переработано и готово для выхода на рынок.
Мнение
Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе:
- Омск - это своеобразный связующий мост европейской части России и азиатской. Активное развитие сибирского региона - это рациональное сочетание развития крупных городов и сельской местности. В Сибири есть мегаполисы с большим потенциалом производства, это наше преимущество. Нам очень важно совершенствовать формы государственной поддержки предпринимательской деятельности в сфере торговли, стимулировать развитие собственной промышленности, экономики. Всё это можно сделать только за счёт совершенствования потребительского рынка, его расширения. Рынок сегодня - основной регулятор производства. Подобный форум позволяет активно обменяться опытом. Здесь не только деловая, но и творческая обстановка.