Свою детскую мечту быть следователем Любовь Красицкая воплотила в жизнь не сразу. Вначале была учёба в техническом вузе (там на первом курсе и с мужем познакомилась, сложился крепкий союз на всю жизнь. - Ред.), затем трудилась инженером. Работа спорилась, коллеги её ценили, но детская мечта не забывалась.
И при первой же возможности Любовь устроилась работать в милицию. Было это в начале 1990-х, время смутное, разгул криминала. Но наша героиня хотела служить именно в милиции. Сегодня Любовь Красицкая - старший следователь по особо важным делам следственного управления УМВД России по Омской области. Она расследует дела по таким тяжёлым статьям Уголовного кодекса, как «Разбой», «Хищение», «Вымогательство» и т. д.
Разговаривать, убеждать
- Врачи на всю жизнь запоминают своего первого пациента, учителя - своих первых учеников. Любовь Владимировна, Вы помните первое дело, которое расследовали?
- Конечно! Моё первое дело - это вымогательство имущества у граждан, очень объёмное. И сложно было, и увлекательно одновременно. А знаете, что самое интересное? Оно потом из суда вернулось ко мне на дополнительное расследование. Я расстроилась, переживала очень сильно. Доработала, исправила все недочёты. Этих людей потом осудили, потерпевшим вернули имущество. Сегодня могу сказать, что за всё время работы оправданных лиц у меня нет, приостановленных дел тоже нет.
- По долгу службы Вы общаетесь с людьми, которые переступили закон, совершили преступление. Как выстраиваете общение?
- Разговаривать надо, убеждать. Люди разные попадаются, кто-то бросает вызов: а вот сумей доказать, что это я сделал. Другие свысока относятся, потому что думают, что женщина-следователь не сможет разобраться в деле. Третьи на жалость давят. У каждого человека свой характер. Бывает такое, что потом, когда они уже вышли на свободу, встречаемся случайно на улице. Сами подходят, начинают разговор, иногда даже с семьёй знакомят, если они в этот момент все вместе, показывают фотографии. Прошлое не вспоминаем, а вот как складывается жизнь, я обязательно спрашиваю. Хоть пять минут, но поговорим. И ещё такой нюанс - бывает, что подозреваемые пишут жалобы на следователей (из вредности, из желания «потянуть» дело). На меня не пишут, наверное, это тоже показатель грамотного общения.
- Женская интуиция помогает Вам в работе?
- Опыт, женская интуиция - всё вместе. Ещё до начала разговора могу сказать, как будет себя вести человек - давить на жалость, юлить и т. д. Если человек вырос «на улице», то у него определённый стиль общения. К женщинам, преступившим закон, тоже нужен особый подход. Могу сказать, что сегодня подозреваемые стали более грамотными экономически и юридически, придумывают всё более хитроумные схемы преступлений. Среди наиболее тяжких, сложных - преступления, связанные с банковской сферой. Сейчас в Первомайском суде рассматривается уголовное дело по обвинению членов организованной преступной группы из пяти человек в мошенничестве и легализации денежных средств. По поддельным документам злоумышленники смогли завладеть деньгами из разных банков в общей сумме более 200 млн руб.! Расследование продолжалось свыше полутора лет. Чтобы собрать доказательства их вины, мне пришлось назначить более 50 судебных экспертиз. В результате удалось доказать 155 эпизодов, а уголовное дело составило 194 тома.
Работа следователя тем и интересна, что мы все немного психологи. Понять, как задумано преступление, как исполнено, разобраться в нюансах - это очень интересно.
Логика, азарт и психология
- Современная жизнь задаёт свой темп: женщины и карьеру строят, и семье время уделяют. Не секрет, что рабочий день следователя может быть и ненормированным. Вы успеваете семьёй заниматься?
- Тут мне повезло, моя семья все понимает, поддерживает меня. Мой муж - бывший сотрудник МЧС и хорошо знает специфику моей работы. Не считаю себя карьеристкой, всё идёт как идёт. Каждое новое дело - это определённый этап. Азарт какой-то появляется. Я вот, например, не уйду в отпуск, пока не передам дело в суд. Для меня важно передать дело в суд за своей подписью, а потом ознакомиться с приговором. Работаю с делами особо сложными, запутанными, в них много обвиняемых, большое количество потерпевших. Задерживаюсь на работе допоздна, порой и по выходным прихожу. Если любишь свою работу, то на такие моменты внимания не обращаешь. А ещё очень важно отдыхать от работы - общаться с семьей, с друзьями. Мне нравится выезжать с друзьями в лес, на речку.
- Как говорят, династии чаще всего возникают в семьях учителей, врачей и сотрудников полиции. В вашей семье так получилось?
- Конечно, я хотела, чтобы сын пошёл по моим стопам, выбрал службу в полиции. Но у него с детства была своя мечта - служить в МЧС. Я его выбор уважаю.
- Любовь Владимировна, какие плюсы и минусы в Вашей работе?
- Я знаю, что своей работой помогаю людям. А минусов не вижу, иначе бы не работала.
- Наше интервью состоялось в преддверии профессионального праздника - Дня сотрудников органов внутренних дел, поэтому предлагаю завершить разговор на «нерабочей» ноте. Сериалы про полицию смотрите?
- Не смотрю особо, времени нет. К тому же там показывают ситуации, далёкие от реалий повседневной жизни. Иногда подозреваемые, насмотревшись сериалов, не согласны, дескать, почему всё так происходит, а не иначе. Объясняю им, что не всё, что в сериалах про полицию показывают, правда. Вот видите, опять разговор к работе вернулся.
Смотрите также:
- Поставить точку в деле. Следователь должен быть аналитиком и психологом →
- Когда преступники извиняются. Эпизоды из жизни районного следователя →
- Участковому - кортик: Самая «земная» милицейская профессия →