Яд под ногами. Омичи не знают, зачем сдавать лампочки

Управляющие компании принимают лампы, но ажиотажа нет. © / Максим Кармаев / АиФ

Всё бы ничего, но «ртутная» проблема возникла не сегодня. Федеральный закон, рассматривающий вопрос утилизации энергосберегающих ламп, принят ещё в начале 2013 года. Таким образом, в городе уже второй год открываются специальные пункты сбора при управляющих компаниях (УК), но люди в них не идут.

   
   

А нам всё равно?

По словам Павла Бутакова, начальника отдела муниципального жилищного контроля департамента общественной безопасности, уже 77 омских УК занимаются сбором ртутных ламп. Причём у крупных компаний есть даже по три-пять пунктов.

Казалось бы, иди и сдавай – мест полно. Тем не менее, люди пункты приёма посещают неохотно, даже те, кто знает о них. Причина довольно проста: многие точки работают только несколько дней в неделю, причём в определённые часы.

– В будние дня я постоянно на работе и ради одной лампочки ехать в свою управляющую компанию не могу и не хочу, – разводит руками омичка Анна Лукашенко. – И соседи по дому тоже их не сдают, и я их понимаю. Было бы неплохо, если бы сами УК проводили какие-нибудь акции по сбору лампочек пару раз в год, предварительно оповестив об этом жильцов. Вот это был бы 100%-ный вариант!

Главная проблема омичей не только в отсутствии свободного времени, чтобы донести лампочку в нужное место, но и в недостатке информации. Хотя Денис Рущенко, руководитель общественной организации «Омск – чистый город», утверждает, что с населением работа не прекращается:

– Мы проводим различные акции, например, информируем жителей домов с помощью листовок о том, куда можно сдать лампы, и о том, что они платят 18 коп. с кв. м жилья за их утилизацию. Кто-то об этом не знает, кто-то забыл.

Забывают омичи и о том, что ртуть испаряется несколько лет, из-за чего просто выбросить лампу в мусорное ведро без последствий для человека и окружающей среды не получится. К 2020 году, согласно Минаматской конвенции, ртутьсодержащие приборы (в том числе и люминисцентные лампы) должны исчезнуть из оборота. В июле этого года правительство РФ уже поручило Минприроды России подписать данный документ.

   
   

Так что пора задуматься об альтернативном варианте – использовании светодиодных ламп.

– По мощности потребления светодиодную лампочку можно сравнить с обычной лампой в 100 Вт или с энергосберегающей мощностью в 18 Вт, – объясняет Денис Рущенко. – Освещённость при этом такая же. Потребляет светодиодная лампа всего 3 Вт. Это выгодно и экономически, и не вредит окружающей среде, так как там нет вредных веществ.

Макулатура с «сюрпризом»

Если ситуация со сбором лампочек на данный момент оптимизма не внушает, то вот проблему макулатуры омичи, кажется, решили. Общественники устанавливают специальные контейнеры для сбора макулатуры и пластика. В определённое время машина объезжает все точки, после чего вторсырье отдают на переработку. На полученные средства в городе высаживают цветы. Конечно, макулатура – это не ртутьсодержащие лампочки, но и она может навредить экологии. Сама бумага – экологически чистый продукт, но краска на ней содержит отравляющие вещества. Всё это в результате отравляет окружающую среду, попадает в сточные воды.

Появление в Омске крупного мусороперерабатывающего завода – лишь в планах. Об этом в регионе говорят последние десять лет, но дальше разговоров дело не идёт.

– Такая задача поставлена губернатором, – комментирует Николай Лебедев, президент фонда «Зеленый регион». – Но для её решения нужно время. Во всех западных странах такие заводы давно работают.