Примерное время чтения: 6 минут
354

Чем нас удивит омская подземка? (Полная версия)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Омске 24/02/2010

До 2016 года?

Когда будете в центре города - посмотрите под ноги. На глубине 20 метров не прекращается работа, там строятся тоннели и закладываются будущие станции. Владимир ПЛЕХАНОВ, руководитель Управления заказчика по строительству объектов Омского метрополитена, «подземной» жизнью живёт с 1997 года:

- Строительство интересовало меня всегда - я со школы на стройках работал. В 1997 году закончил СибАДИ, практику проходил в ещё существовавшем «Омскметрострое». Тогда шли работы на станции «Туполевская». Я посмотрел размах строительства и понял, что этим я в своей жизни и буду заниматься.

- Владимир Михайлович, строительство метро в Омске ведётся уже около 20 лет. Почему так долго?

- Строительство метро началось со станции «Рабочая» в районе Московки. Шёл 1993 год, федерация на такие проекты особого внимания не обращала. Потом дефолт 1998 года, о каком метро можно было говорить? Распоряжение губернатора о мерах по завершению строительства вышло только спустя семь лет. За это время выполнен большой объём работ у библиотеки Пушкина, помимо этого, мы занимаемся станциями «Кристалл», «Заречная». Строительство идёт открытым способом, в центре города, а там территория напичкана инженерными коммуникациями...

- Схема омского метрополитена впечатляет - со временем запустят все станции?

- К этому надо стремиться. Схема составлена давно, но в неё вносят изменения. Например, 15 лет назад на этом участке ничего не было, а потом появился дом. Приходится подстраиваться. Три генеральные линии неизменны - одна соединяет левый берег с Московкой, вторая - ж/д вокзал и Нефтяники, третья - Амурский посёлок и Левобережье. Первые вагоны пойдут от библиотеки им. Пушкина до станции Соборная. Запустить метро мы готовы в ближайшее два-три года, но конкретные сроки не оговорены. Единственное, что можно сказать, - в плане празднования 300-летия Омска предусмотрен пуск метрополитена. Если получится, то это событие произойдёт раньше.

- Проблема пробок в городе решится в одночасье?

- Нет, это процесс постепенный, не все ведь станции запустятся сразу. Метро разгружает улицы, под которыми находится. Например, появится вторая линия по Красному Пути и примет на себя пассажирские потоки, приходившиеся на общественный транспорт. Тот, в свою очередь, будет работать на подвозе к станциям. Такая схема используется во всех городах, обратите внимание на Москву - там названия остановочных пунктов дублируют названия станций. Чем больше протяжённость линий, тем меньше пробок.

- А сколько омичей планируется перевозить в день?

- С запуском первой линии и четырёх станций это порядка 190 тыс. человек  в сутки. В дальнейшем эта цифра возрастёт до 360 тыс.

Без монеток

- Лично у вас есть эталон метро, на который Омску стоит равняться?

- Я знаю всех своих коллега в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, Москве… Мы часто бываем на строящихся объектах, у каждого города своя специфика. Нельзя сказать, что самые лучшие поезда на Западе. Их вагоны, например, в наши тоннели вообще не войдут. Мы строим не хуже, но на Западе не боятся воплощать в жизнь смелые технические решения. А то, что поезда лучше-хуже… Вот сейчас Мытищинский завод вышел на европейский уровень, мы сравнивали эти вагоны с корейскими – практически никакой разницы.

- Раньше метро строили как бомбоубежище...

- И сейчас тоже. Это изначально закладывается в проект. В случае нападения двери метро автоматически закрываются. Метрополитен - объект гражданской обороны. Плюс система видеонаблюдения, безопасность движения...

- А если, не дай бог, человек под поезд упадёт?

- Есть система экстренного торможения. Конечно, машинист контролирует общую ситуацию, но есть и автоматическая система движения поездов. Она позволяет управлять параметрами движения поездов с помощью электроники без участия машиниста. Например, автоматически сбросить скорость или поднять... Вообще, средняя скорость наших поездов – 40 км/ч со всеми остановками, разгоном, торможением. Максимальная – 90 км/ч.

- Особенности у омской подземки будут? Турникеты, через которые не перелезешь?

- Перелезть или перепрыгнуть через турникет труда не составляет. В Москве до сих пор перепрыгивают. У нас конструкция турникета со стеклянными створками - вставил карточку, створки открылись, прошёл – закрываются. Жетонов у нас, кстати, не будет. Они уже отжили своё. В Омске планируются карты с ограниченным проездом и магнитные электронные карты.

Ещё одно отличие омского метрополитена – отсутствие эскалаторов, т. к. метро мелкого заложения и это не предусмотрено конструкцией. От верха тоннеля до поверхности земли - 18-20 метров, от станции - 3-4 метра. Т.е. станция расположена выше, а перегонные тоннели ниже. Предусмотрены и подъёмники для маломобильных групп населения, сейчас это мало где можно увидеть. В Омске метро строится с применением всех современных технологий, а вот в других городах, те же подъёмники для маломобильных людей приходится вводить со временем.

- А когда придётся ремонтировать наш метрополитен?

- Есть технический регламент на обслуживание поездов. Судя по подвижному составу в других городах, то их срок службы – 30-40 лет.

- Кстати, в метро фотосъёмка запрещена. Почему?

- Из тех же правил антитеррористической безопасности. Человек ведь может свод на площади Революции в Москве снимать, а может…лавочку. В крупных городах это стараются пресекать, но фотоаппараты у всех из рук всё равно не заберёшь.

- Про торговые точки в метрополитене можно что-то сказать? Всё-таки это определённая культура «подземки».

- От этого сейчас уходят всё их тех же правил антитеррористической безопасности. В Москве сейчас полностью торговлей всё забито, а в Питере уже нет. Даже на выходе из станций торговые точки отнесены на 50 метров от входа.

- Метрополитен вообще окупит когда-нибудь все затраты? Его можно рассматривать как прибыльный проект?

- В первую очередь, это социальный проект, его окупаемость - косвенная. Мы же не строим дороги и развязки из расчёта, что через 10 лет получим выгоду? Омск - мегаполис, и подходить к строительству с этой точки зрения неправильно, здесь преследуются другие цели. Это комфорт передвижения граждан, скорость, экология... То ли ты 20 минут на остановке простоишь, а потом в пробках будешь ехать, то ли зайдёшь в метро и знаешь, что через две минуты подойдёт поезд.

- Сами-то на метро ездить будете?

- (улыбается) Конечно!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах