Примерное время чтения: 5 минут
67

Под стук метро

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Омске 29/07/2009

Три-четыре миллиарда в год - такая сумма необходима омскому метро для того, чтобы начать работу в канун 300-летнего юбилея города.

Омск в полной мере владеет самостоятельным научно-производственным и инженерно-техническим потенциалом, чтобы в срок освоить эти средства. Сибирякам не грозят сложности, с которыми столкнулся Татарстан, возводивший столичное метро: казанцам катастрофически не хватало специалистов, метростроителей они искали по всей стране.

О метрострое сейчас говорят много. Сам президент согласен, что государство обязано помогать регионам достраивать столь важные объекты. Однако пока суммы, выделяемые федеральным центром, ничтожно малы. В 2009-м регион не получит на строительство омской подземки даже 1/15 от необходимой годовой сметы.

Объект N 1

Тем не менее работы на метрострое не останавливаются. Чья это заслуга? Безусловно, региональных властей. По информации регионального министерства промышленности, в строительство омского метрополитена в период с 2001 года было дотировано 7,2 млрд. рублей, из них - 5,7 млрд. областных средств. Федерация, которая должна была вложить в омскую "подземку" такую же сумму, то есть свои 50%, выполнила обязательства лишь на 18%.

Когда говорят об омском метро как о безнадёжном долгострое, метростроевцы уверены, что люди просто не знают многих фактов. Например, того, что под улицей Красный Путь уже "выросла" целая станция, что недавно омичами был приобретён сверхсовременный проходческий комплекс канадского производства. Оборудование уже работает, а его мощности позволят ускорить процесс проходки почти вдвое.

Куда уходят рельсы?

Не знают люди, сколько изменений и корректив обязаны были вносить инженеры в планы стройки омского метро. Ведь метрополитен начинал свою историю с улиц Рабочих. Первая ветка должна была как раз соединить многочисленные машиностроительные заводы с центром города. Перегонный тоннель "Туполевская" - "Рабочая" был сдан в 2003-м. На этом стройку пришлось заморозить. Появились новые приоритеты - соединить центр Омска и огромный жилой массив Левого берега. Несколько лет назад строители предлагали губернатору затопить туннель на Рабочих.

- Вентиляция, откачка воды, охрана - на всё это тратится область, - подтверждает Михаил Плеханов, главный инженер управления по строительству объектов омского метрополитена. - Содержание туннеля обходится в 3-4 миллиона в год.

Любой объект необходимо поддерживать при определенных условиях и температуре. А у "подземки" свои законы.

Кругом Лермонтов и Пушкин

Сделать это глава региона не дал. Для него это было равнозначно тому, чтобы перечеркнуть всю многолетнюю работу. Позицию свою он высказал однозначно. Метро в Омске строится, это факт. Вот темпами губернатор доволен не всегда. Несмотря на то, что к сдаче готова целая станция "Библиотека Пушкина". На этом метростроевском объекте уже ведутся отделочные работы. На этот счёт имеются отельные дизайнерские решения. Омские строители хотят выдержать на каждой станции строгую концепцию. Если это библиотека, так чтобы ни с чем другим не спутать.

- Чтобы если вдруг пассажир проснулся: "О! Книги кругом на стенах. Это я возле "Пушкинки", точно!" - шутят между собой оформители.

Инженеров заботит безопасность.

- Станция имеет 24 программы защиты, в том числе от пожара, - комментирует Николай Крыжановский, начальник отдела инженерной подготовки НПО "Мостовик". - Помещение абсолютно герметично и недоступно для любого вида внешнего воздействия, в том числе грунтовых вод. В случае необходимости станция может замыкаться и быть защищена от угроз внешнего мира. Это к вопросу о возможном бомбоубежище.

Тем временем метро движется от станции "Кристалл" до станции "Заречная". Не так давно омичи приобрели проходческий щит нового поколения. Канадская техника модернизировала и ускорила процесс проходки в разы. На левом берегу идёт подготовка к монтажу станции "Заречная", почти готова площадка под депо на улице Лукашевича.

Побратимы по несчастью

В похожей с нами ситуации находятся ещё 10 городов России. У наших соседей - Челябинска, Красноярска - метрострой также держится на энтузиазме местной власти. В 2009-м году Минтранс выделил на все стройки 9,6 миллиардов, кризис "урезал" эту сумму втрое. От остатка в 4,8 миллиарда Омску, несмотря на грядущее 300-летие, причитается 215 миллионов. Их регион получит строго на условиях софинансирования, из расчёта 57% федерация и 43% - субъект.

В сложной экономической ситуации уверенности придаёт неотступная позиция региона. Власти продолжают работы, невзирая на кризис, с таким упорством, что верится - в канун 300-летия омичи своими глазами увидят те самые фрески из книг на "Пушкинке" и оценят всю красоту куполов "Соборной"...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах