«Барнаульский метрополитен обновил схему линий и станций» - сообщает официальный сайт МУП «Барнаульский метрополитен». Жители Барнаула оставляют комментарии к новости: «Спасибо за обновление схем. Стало очень наглядно и понятно». А вот жительница Нью-Йорка оказалась сайтом недовольна – просит его владельцев наказать: «Уважаемый Владимир Владимирович, прошу принять меры в отношении организаторов сайта Барнаульский Метрополитен, которые вводят заблуждение иногородних граждан о существовании метро в городе Барнаул Российской Федерации».
Женщину можно понять - метро в Барнауле нет. Как нет его еще в десятке российских городов, где выдуманный метрополитен становится частью городского мифа наряду с реальными объектами, вдохновляя жителей на создание разного рода культурных артефактов. Причем наличие фальшивых сайтов, шуток, видео и демотиваторов никак не связано с тем, собирались ли вообще в этом городе метро строить. Мечты о метро воплощают в виртуальной реальности жители Набережных Челнов, Уфы, Красноярска, Барнаула, Липецка, Калуги, Валдая и даже жители поселка Кореновск Краснодарского края, а список можно продолжать и продолжать.
Из всех перечисленных городов метро начинали строить только в Красноярске и Омске. В одном тоннели и вовсе засыпали, в другом не могут ни засыпать, не достроить. Недавно Омский метрополитен занял второе место в топ-10 несуществующих метро. У него есть свой правдоподобный сайт, но известностью он не пользуется. Зато популярны различные видео, шутки и демотиваторы. И популярны тем более, что в прошлом году власти официально признали, что денег на достройку не хватит.
История вопроса
Говорить о том, что в Омске нужно строить метро, начали в 60-х годах прошлого века. Однако само строительство началось только спустя 30 лет. С 1992 года планы и проекты неоднократно менялись, потому что схемы устаревали быстрее, чем приходили в город деньги на стройку. В 2005 году открылся «метромост» – к этому времени метро уже стало нужным и Левобережью, которое раньше в расчет не принимали. Следующую новость строители подкинули еще через шесть лет – в 2011 году открылся переход у метромоста, который также является выходом к вестибюлю станции «Библиотека имени Пушкина». Над четырьмя выходами из-под загруженного перекрестка с тех пор красуются буквы «М».
Настоящее время. Полностью готова одна станция и тоннель на следующий берег. Пока заинтересованные общественники предлагают перепрофилировать омские тоннели для скоростного трамвая, вопрос о метро омский журналист поднимает на пресс-конференции Путина. И получает честный ответ: «Денег нет». Нет денег – нет метро. Так может быть, и хорошо, что нет?
«Главное – магнитики на холодильник»
На стройке омского метро многие побывали – компания-подрядчик периодически водила на экскурсии школьников и журналистов. После последней экскурсии, когда омичи узнали, что тоннель между правым и левым берегом уже готов, и его можно пройти пешком, мысль о том, что делать-то больше ничего и не надо, витала в воздухе. Коллективное бессознательное 10 июля 2013 года выразил в своей записи в социальной сети омич Дмитрий Цветков, IT-специалист.
«Каждый раз, как к нам в Омск приезжают зарубежные гости, мы мучаемся вопросом – что им показать? После того, как последних наших туристов из Аргентины я сводил в омское метро (и им понравилось) меня посетила мысль. А давайте не будем его достраивать? Ведь всё равно не получится (новость от 4 июля 2013: Миллиард на омское метро пошел на погашение регионального госдолга)».
Запись собрала больше 400 репостов почти 2 тысячи лайков, притом, что у молодого человека в социальной сети нет и 300 «друзей».
Как рассказал «Аиф в Омске» Дмитрий, сам он не против того, чтобы в городе было метро, но реалистичной эта перспектива, как и многим другим горожанам, ему не кажется.
- Метро конечно лучше, чтобы было, чем не было. Однако мало его построить, его ещё нужно и содержать, - справедливо отмечает Дмитрий. - По моему скромному мнению, нашему городу фотографов и продавцов это не по карману. Гораздо реальнее и полезнее для здоровья населения было бы организовать качественную сеть велодорожек. И без развития наземного общественного транспорта, конечно, не обойтись.
И вместе с тем омич отлично понимает, что его идея, которая получила такую большую поддержку, тоже вряд ли воплотится в реальность, по крайней мере, в нынешней ситуации: «Текущее руководство вряд ли достигнет того уровня самоиронии, который я описал, рассчитывать на это не стоит». Притом, что все основания для иронии дала сама эта власть. Дмитрий Цветков: «На мой взгляд, повод для мемов и насмешек дали те, кто поставил букву «М» на переход».
Омское метро – самое читающее метро в мире
Омское метро – шутка не только для продвинутой молодежи в Интернете. 18 февраля мэр города Омска Вячеслав Двораковский проводил встречу с жителями Центрального округа Омска. Жители задавали вопросы. Наконец встала бабушка и спросила: «Будет ли в Омске метро и когда?» Реакцией зала на этот вопрос был дружный искренний смех. Тема метро - почти как региональное упражнение чтобы разрядить обстановку.
А омичи тем временем уже хотят жить так, как будто метро в Омске есть. Судя по копирайтам в «подвале» сайта Омского метрополитена, создан он был только в 2013 году. По внешнему виду и структуре он очень похож на барнаульский сайт. По мнению его создателей, в Омском метро должно быть не меньше 61 станции, а поездка в омском метро стоит всего 10 рублей(в омских автобусах проезд сейчас стоит 16 рублей, в маршрутках - 18). Весьма интересный и регулярно обновляющийся сайт, между тем, в Омске не слишком известен, да и в поисковиках по запросу «омское метро» выскакивает не на первой странице. Возможно, своей минуты славы он еще дождется.
Василию Мельниченко, омскому фотографу и куратору художественных проектов, затея с сайтом-выдумкой кажется очень интересной: «Это такая забавная фейковая история. Просто вся страна превратилась в фейк, а Омск сам по себе город фейковый. Он и возник то непонятно из чего, во время войны его спасла промышленность, а в перестроечные времена он снова превратился в фейк, потому что, в общем-то, и не нужен этот город никому. Вот здесь и придумываются всякие байки и легенды, которыми все городе живут и существуют. Поэтому те, кто сделал этот сайт, таким образом шутят и вместе с тем осознают, что живут в вымышленной искусственной реальности, и её таким образом поддерживают - весело и задорно».
Сам Василий Мельниченко тоже тему метро не обошел вниманием В марте 2013 года вместе с группой молодых художников он провел художественную акцию «Метро Читай», в которой Омском метро позиционировалось как самое читающее метро в мире. Имитируя поездку в воображаемом метро, «пассажиры» держались за «поручни», погруженные в чтение своих книг.
– В метро очень распространена мода на чтение книг, все едут и читают книжки. В Омске же пока есть только одна станция – библиотека им. Пушкина. Вот мы и решили выразить свое ироничное отношение к мифу с омским метрополитеном и показать, какой город Омск в целом образованный, читающий, молодой. Хотели собрать сразу несколько мифов о нашем городе в одном месте. Так и родилась идея проекта «Читай метро, - объясняет Василий Мельниченко идею арт-акции. И добавляет. - Вообще, были надежды на то, что с приходом новому губернатору Омской области достанет ума убрать букву «М» с подземного перехода, но этого не произошло. Но в реальности-то мы все понимаем, что оказываемся не в метро, а просто под землей.
Есть у Василия и предположение, почему над переходом висит эта удивляющая всех буква «М»: «Наш бывший губернатор, Леонид Полежаев обладал уникальным талантом, умел дарить надежды, открывать новые перспективы, закладывать камни. Полежаев хотел показать, что метро у нас уже есть, как есть и аэропорт Фёдоровка, и теннисный комплекс, и завод по производству биотоплива и много чего ещё. Он говорил о том, как все будет прекрасно через 20 лет. Но на смену ему пришла команда вялых соломенных людей, которые не поняли, с чем имеют дело, и начали заниматься своими делами, а не управлять городом. Им и в голову не приходит, что город – это некое единое пространство, а мифы города очень сильно влияют на поведение людей, которые живут в этом городе. Вот поэтому и осталась буква «М».
«М» - это «Миф»
Омичи говорят о заколдовавшей город букве «М» не просто так. Как рассказал «АиФ в Омске» культуролог Евгений Груздов, заместитель директора Городского музея «Искусство Омска», у мифа было несколько этапов развития. Буковка «М», как вишенка на торте, увенчала длившийся десятилетиями процесс формирования городской мифологии.
- Миф – это отношение к факту, ставшее самостоятельным фактом, - объясняет Евгений Груздов. – Что мы собственно и видим. Метро нет, а отношение к нему есть. Миф претерпел несколько этапов развития. С момента, когда возникла необходимость в метро и сформировалась идея, до момента, когда начали её воплощать (80-е). Затем, когда начали строить, причем метро еще «нужно» тому городу (90-е). Следующий этап, когда стали строить «ненужное» метро (2000-е). И теперь, когда есть объекты - симулякры, которые заставляют думать, что метро есть, а его нет (2010-е).
- Метро – атрибут мегаполиса. В России метро есть только в городах с миллионным населением (в мировой практике – это не так), поэтому наличие метрополитена еще раз подтверждает статус города как крупнейшего центра, - рассказывает Галина Горнова, доктор философских наук, автор книги «Феномен города в духовном мире человека». - Горожанам приятно осознавать, что они являются жителями такого крупного города, это поднимает их городскую самооценку. Ироничный миф об омском метро появился, скорее всего, вследствие несовпадения между пропагандистскими спекуляциями предыдущей региональной власти и затянувшейся историей строительства.
Евгений Груздов говорит также о том, что метро подчеркивает несоответствие между реальным положением Омска и мечтами власти и жителей:
- С самого первого этапа миф метро определил оппозицию: внешняя сторона городской жизни и внутренняя. Внешне мы город - миллионер, центр субъекта Российской Федерации, а по организации жизни мы – заштатный городок, который не способен к решению таких задач (то инженерно, то финансово, то управленчески). Если сравнивать с другими городами, где нет метро, но есть миф, то мы просто увязли в этой собственной несостоятельности, у нас есть доказательство – «метро». А у них есть мечта. У нас её уже нет. Может ли история повториться в других городах? Да. Но пусть наша история послужит уроком: мечты надо выполнять, иначе - комплекс неполноценности. Метромания подобна графомании: делать делаю, но так, что никому это не нужно.
Игры для всех и каждого
На омское метро на сегодняшний день потрачено уже больше 8 миллиардов рублей. По сути, вся эта стройка - символ российской действительности, когда громадные деньги из бюджета уходят в никуда, никому не принося пользы. Омское метро – маленькая «олимпиада», которая не получает завершения, своеобразный символ растраты бюджетных средств. Однако люди омское метро не ненавидят, а относятся к нему с иронией и порой самоиронией.
- Мы, омичи, не может это ненавидеть, это же такая игра, в которую мы все играем, узнаём самих себя в этой игре. Это наше зеркало своего рода, - говорит Василий Мельниченко. – Это как метромост – метро нет, а метромост есть. Всем же этот факт, что метро нет, а мост есть, очень нравится. Это такая идентификация Омска. Мы понимаем, что мы в принципе здесь все не живем, нас вообще нет на карте. И если в Москве говоришь слово «Омск», все переспрашивают: «Орск?». Потому что информационного поля у Омска нет вообще, он ничего не производит. Омск - это город-фейк. И мы, омичи, узнаём себя в этом фейке, который нам сделали те, кто нами управляет, городом, экономикой, инфраструктурой. Поэтому мы как в зеркало смотримся и играем, корчим рожицы, а иначе мы все умрем от страха.
Сами горожане вряд ли осознают, что мифологическое омское метро – это в том числе стремление подтвердить извечный русский миф о том что «мы, русские, непобедимы». Хотя главная причина, которая порождает местную мифологию, это все-таки желание вскрыть несоответствие «действительного» и «произносимого вслух», противопоставить его официальной реальности. Но все таки есть в этом и претензия на уникальность. «У нас буква М есть, а самого метро нет – где еще такое найдешь?» - спрашивают омичи. И отвечают сами - «Такого нигде нет».