Во время проведения ЖКХ-приёмной в редакцию поступило огромное количество звонков и обращений на разные темы, касающиеся жилищной сферы.
Сегодня мы публикуем ответы Дмитрия Симонова, начальника сектора надзора за формированием фонда капитального ремонта Госжилинспекции Омской области, на наиболее часто встречавшиеся вопросы.
В фокусе внимания
Нашему дому 40 лет, капитальный ремонт не проводился ни разу. Имеют ли право сейчас с нас собирать средства на капремонт?
– Федеральный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов был принят, чтобы устранять неисправности изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе восстанавливать или заменять их для улучшения эксплуатационных характеристик. Никто не станет спорить, что дом со временем изнашивается и ветшает. Вопрос о необходимости оплаты капремонта в случае, когда дому исполнилось 40 лет, даже не стоит – такому дому капремонт нужен. Квитанции, которые выставит региональный оператор в начале октября, абсолютно легитимны, их правовые основания не вызывают сомнений.
Квитанцию за капремонт нам, жителям дома № 98 по ул. Багратиона, выставили ещё в августе. Наш дом обслуживает ЖСК «Центральный-31». Правомерны ли эти действия?
– Если ваш дом в качестве инструмента для накопления средств на капремонт выбрал регионального оператора, то квитанции должны будут вам прийти только в начале октября. В таком случае начисления за август неправомерны. Другое дело, если ваш дом выбрал спецсчёт, и общее собрание жильцов постановило, что отчисления будут производиться уже с августа. При этом средства, собранные за август, будут носить целевой характер, что должно отражаться в протоколе общего собрания. Тогда председатель ЖСК действует на законных основаниях.
Ответ не устроил
– Если вы не согласны с ответом, следует повторно обратиться в Госжилинспекцию. И указать, какой именно пункт нашего ответа требует особых комментариев, с чем вы не согласны. Хотелось бы, чтобы ваше мнение было обоснованным, поскольку мы работаем только с фактами, а оценки должны оставлять в стороне.
В прошлом году наш дом перешёл от одной управляющей компании в другую. УК «ЖКХ-сервис» предоставила документ, что это произошло 18 ноября 2013 года, поэтому я им заплатила за октябрь и половину ноября. Но теперь новая управляющая компания «Евросервис» утверждает, что я должна за этот же период им, так как по документам они приняли дом в начале октября. Что мне делать?
– При конфликтах управляющих компаний часто страдают жильцы. В вашей ситуации необходимо запросить документы сразу у двух управляющих компаний. Скорее всего, после этого сразу станет понятно, кто из них лукавит. Если там будут разночтения, надо обратиться с письменным запросом в Госжилинспекцию, мы проведем собственную проверку и установим лицо, которое ввело вас в заблуждение.
Исполнять закон
Что даст нам закон о лицензировании? Этот вопрос задавали омичи во время ЖКХ-приёмной.
– В рамках закона о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ будет реализован проект создания государственной информационной системы, – говорит Владимир Потапов, председатель правления СРО НП «Содействие развитию ЖКК». – Эта система аккумулирует сведения обо всех предприятиях, работающих в отрасли и получивших лицензию на право управления многоквартирными жилыми домами.
По словам разработчиков, ГИС ЖКХ позволит усилить общественный контроль в этой сфере и стимулировать жилищников к добросовестной и законопослушной деятельности.
Сегодня в городе около 800 домов вообще не выбрали способ управления, это так называемые брошенные дома. И зачастую причина бесхозности в элементарной необъективности собственников, которая сбивает жилищников с рабочего ритма и отнимает много сил у тех, кто реально работает. Эту ситуацию тоже нужно менять. В нашей сфере, как и в любой другой отрасли, важны три составляющие: кадры, управление, финансы. Главное – в процессе лицензирования не потерять то, что мы сегодня наработали, и сохранить потенциал для развития.
Постановление правительства РФ № 1468 необходимо срочно реализовывать, переходить от совещаний к практическим действиям и приступать к реализации программы ГИС ЖКХ.
Санкции за неустановку счетчиков
Традиционно во время ЖКХ-приёмной много вопросов связано с проблемами установки приборов учёта воды. На них отвечает Владислав Дегтярев, директор ООО «Приборы учёта воды».
Правда ли, что с 1 октября для тех, кто не установил водосчётчики, будут вводиться повышающие коэффициенты? Действительно ли они будут очень большими?
– Согласно постановлению правительства РФ от 16.04.2013 № 344, с 1 января 2015 года для жильцов, не установивших счётчики, будут введены повышающие коэффициенты на нормативы. Каждые полгода до 2017 года они будут увеличиваться. Так, с 1 января до 30 июня 2015 года повышающий коэффициент будет составлять 1,1%; в дальнейшем каждые полгода прибавляться на 0,1%. С 2017 года коэффициент будет 1,6%.
У меня в квартире стоит счётчик воды, у соседей – нет, прописан там один человек, а живёт пятеро. Почему я за них плачу?
Я читал, что существует программа, по которой пенсионерам устанавливают счётчики бесплатно. Так ли это и куда обращаться?
– К сожалению, в Омской области пока такой программы нет. А вот получить скидку можно, например в нашей компании ООО «Приборы учёта воды». Мы предоставляем пенсионерам скидку 10%. За справками обращайтесь по телефону 55-22-15.
А кто платит?
На вопросы по теплоснабжению отвечает Марина Попова, начальник абонентского отдела Советского административного округа ресурсоснабжающей компании.
По теплу очень усложнилась система подсчётов. Иной раз хочется уточнить информацию, да не могу дозвониться. Непросто и передать показания счётчиков. У нас старшая по дому очень безответственный человек. Хочу узнать, что делается в этом направлении.
– Вы можете передать показания по телефону горячей линии, а также через ящик для приёма показаний, который установлен у нас в каждом отделении. Можно это сделать и посредством смс или через интернет.
Объясните, почему летом мы платим за тепло? Квартплата и так большая, а квартиры ведь не отапливаются в летний сезон!
– Если в доме установлен общедомовой прибор учёта, то начисление платы за отопление производится по среднемесячному объёму потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с корректировкой платы один раз в год. Если же в доме отсутствует прибор учёта и нет сведений об объёмах потребления тепловой энергии за истёкший год, то размер платы за отопление определяется по нормативам. После окончания календарного года производится единоразовая корректировка начисления платы за отопление с момента ввода в эксплуатацию общедомового прибора учёта на основании его фактических показаний. В конечном счёте, абонент оплачивает только фактическое потребление за отчётный год, зафиксированное показаниями прибора учёта.
Не в колхозе живу
По счётчикам я расходую в своей квартире 1 куб. м холодной воды в месяц. По ОДН же всегда более 3 куб. м. За что я плачу, ведь я не в колхозе живу?
– Оплата за воду на общедомовые нужды, или ОДН, – это оплата воды, которая идёт на мытьё лестничных площадок и мусоропровода, полив газонов и палисадников, промывку коммуникационных сетей. И самое главное – это утечки во внутридомовых сетях. Если они есть, надо требовать от жилищных организаций их устранения.
Справедливо ли, когда за соседа платит другой сосед? Я знаю, что у соседки сломан унитаз, вода оттуда льется круглосуточно. Счётчика у нее нет. Сама она говорит, что платить по нормативу дешевле. Что делать с такими «резиновыми» квартирами, где не установлены счётчики воды?
– Что касается «резиновых» квартир, где количество проживающих больше, чем зарегистрированных, то в этом случае совет дома во главе с председателем должен принять участие в составлении актов, основанных на свидетельских показаниях, и помочь управляющей компании навести порядок в этом вопросе. В дальнейшем документы должны быть переданы нам. Мы, как ресурсоснабжающая компания, в дальнейшем это учтём и начислим плату по количеству фактически проживающих.