Очередная «Прямая» телефонная линия на этот раз по вопросам предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости состоялась в филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Омской области (далее – Кадастровая палата). На вопросы горожан ответила заместитель начальника отдела предоставления сведений Хуторненко Елена Витальевна.
Вопросы оформления сделок с недвижимостью (купли-продажи, регистрации и оформления в собственность) традиционно актуальны для граждан. Важно понимать, что совершение таких сделок возможно лишь в отношении объектов недвижимости, данные о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), при условии наличия документов, подтверждающих данный факт.
В этой связи у простого обывателя обычно возникает масса вопросов. Понятно, что для осуществления любой сделки необходимо наличие определенного пакета документов, гарантирующих сторонам подлинность всех технических характеристик объекта недвижимости, а так же подтверждающих право собственности на него. Где же взять такие документы, если ранее они не были оформлены или в силу каких-либо обстоятельств выданные ранее документы были повреждены или утеряны?
Зачем нужны и как получить?
Сведения об объектах капитального строительства и земельных участках содержатся в ГКН. Это такие характеристики, как кадастровый номер объекта, описание местоположения, границ и технических характеристик объектов недвижимости. Такие сведения будут необходимы для осуществления государственной регистрации прав, проведения кадастровых работ, и любого рода сделок в отношении недвижимого имущества. Предоставление сведений из ГКН регулируется Федеральным законом 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), в соответствии с которым они имеют открытый и общедоступный характер. Запрошенные сведения могут быть предоставлены в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории. Чтобы получить данные документы омичи могут обратиться в орган Кадастрового учета. Подать запрос можно в любой удобной для заявителя форме:
- при личном обращении в пункты приема Кадастровой палаты (ул. Красногвардейская, д.35, и ул. Ленина, д. 28 (если объект находится на территории Омского района), в офисы муниципальных районов Омской области, перечень которых размещен на официальном сайте Росреестра по адресу.
- посредством отправки почтового запроса (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42).
- заполнив электронную форму, размещенную на Партале государственных услуг Росреестра.
На сегодняшний день Кадастровой палатой предоставляются платные услуги по выезду к заявителям в том числе с целью оформления запроса на предоставление сведений из ГКН (подробная информация о стоимости и порядке предоставления услуги по тел. 8-913-661-39-50 и 24-58-84)
Сроки предоставления и порядок оплаты
В соответствии с Законом о кадастре получить запрошенные сведения заявитель может в срок до пяти рабочих дней с момента получения запроса (за исключением кадастрового плана территории, который предоставляется в течение пятнадцати рабочих дней). Размер оплаты будет варьироваться в зависимости от формы предоставления сведений (электронно, или на бумаге) и от наименования запрашиваемого документа. Оплату можно осуществить как до, так и после направления запроса, но важно понимать, что отсчет дней на предоставление сведений начнется со дня поступления оплаты. Стоит отметить, что запрос на предоставление сведений Государственного кадастра недвижимости может оставить любой гражданин, в не зависимости от того, является ли он собственником объекта недвижимости, в отношении которого осуществляется запрос.
Слышала, что сейчас кадастровый паспорт на квартиру выдает Кадастровая палата? Верно ли это? В каких случаях необходим этот документ и сколько будет стоить его оформление?
Елена Хуторненко: Действительно, с 2012 года выдачу кадастровых паспортов в соответствии с поступившими заявлениями осуществляет Федеральная Кадастровая палата по Омской области. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, которая содержит характеристики объекта недвижимости. Такой документ может понадобиться Вам при оформлении сделки с принадлежащей вам квартирой. Также кадастровый паспорт получают для того чтобы узнать, присвоен ли объекту недвижимости кадастровый номер. Кроме того, документ содержит экономические характеристики объекта, например, сведения о кадастровой стоимости данного объекта, которая взамен инвентаризационной используется при расчёте налога на имущество физических лиц. Размер госпошлины за предоставление сведений ГКН в виде кадастрового паспорта составляет 200 руб. Изготовление кадастрового паспорта не превышает 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
– На сегодняшний день ведется выдача свидетельств, отличных от выдаваемых ранее (до 1999-го года) комитетом по земельным ресурсам. В случае если Вы самиобратитесь с заявлением заменить имеющееся у Вас свидетельство, регистрацией права и изготовлением такого документа займется Росреестр. Специалисты же Кадастровой палаты могут принять заявление на регистрацию и выдать готовый документ в режиме «Единого окна». Однако необходимости в осуществлении такой замены нет, поскольку свидетельства старого и нового образца имеют равную юридическую силу.
Здравствуйте, я пенсионер, инвалид I-й группы, собираюсь подарить своему внуку принадлежащий мне дом. Узнал, что для продажи нужен кадастровый паспорт. Расскажите, как получить нужный документ. Есть ли возможность заказать выезд специалиста на дом?
Я кадастровый инженер. Ко мне обратился гражданин с просьбой оформить документы на нежилое помещение в общежитии. Никакой технической документации на руках у него нет. Подскажите, как заказать выписку на такой объект недвижимости электронно, учитывая, что нет данных об объекте (точный адрес объекта, номер помещения), необходимых для ввода в электронную форму на сайте?
– Сведения Государственного кадастра недвижимости предоставляются на основании ряда характеристик, указанных в запросе. Это такие характеристики, как кадастровый номер объекта, адрес, инвентарный номер, площадь. Притом в запросе не обязательно указывать все позиции. Если информация по некоторым характеристикам отсутствует, указывайте те, что вам известны наверняка. Дополнительно в поле «другое» можно указать площадь объекта, а также вместо кадастрового номера участка можно указать номер свидетельства о регистрации права на объект недвижимости. Это поможет специалисту, выполняющему запрос, определить, в отношении какого именно объекта запрашиваются данные.
Действительно, в настоящее время осуществляются работы по проведению Кадастровой оценки земель населенных пунктов. Данные новой кадастровой оценки будут переданы в Кадастровую палату в четвертом квартале 2014 года. Следует понимать, что кадастровая стоимость объекта – не то же, что рыночная. Потому напрямую на стоимость вашего участка она никак не повлияет. Однако, возможно, в соответствии с новой кадастровой оценкой, в ту или иную сторону изменится размер земельного налога на Ваш участок, поскольку именно она формирует налоговую базу. Узнать кадастровую стоимость принадлежащего Вам объекта недвижимости можно, обратившись в Кадастровую палату с запросом о предоставлении кадастровой справки, или электронно, заполнив форму запроса на сайте Росреестра. В случае если изменения кадастровой стоимости принадлежащего вам объекта недвижимости отрицательно затронула Ваши интересы, Вы можете обратиться за консультацией к специалисту Росреестра.