Когда-то давно велосипед считался чуть ли не игрушкой, средством для весёлого времяпровождения. Сегодня это уникальный вид транспорта, которому не страшны ни снег, ни дождь, ни жара, ни холод.
А в условиях мегаполиса с километровыми пробками порой только на двухколёсном «коне» и можно вовремя успеть на работу или учёбу.
К сожалению, условий для того, чтобы спокойно передвигаться на велосипеде из одного конца города в другой, в Омске до сих пор нет. Поклонники этого транспортного средства давно просят обратить на них внимание, и их чаяния как никто другой понимает Михаил Расин, директор департамента по делам молодёжи, физической культуры и спорта, сам заядлый велосипедист.
На работу на «велике»
Михаил Расин: Мы задыхаемся в городе от выхлопных газов, плюс растёт напряжённость от ситуации с пробками, и даже при условии улучшения дорожной инфраструктуры количество автомобилистов не уменьшится, а будет только увеличиваться, – считает чиновник. – Один из научных подходов в решении этой проблемы, я считаю, – это убедить людей в том, чтобы они иногда отказывались от автомобилей и пересаживались на велосипед. Можно ли на работу ездить на велосипеде? А почему бы и нет? Если позволяет одежда или есть возможность переодеться в офисе, то это просто замечательно.
Аврора Лебедева, omsk.aif.ru: Михаил Семёнович, а как собираетесь пересадить людей на велосипеды, если даже велодорожек в Омске нет в достаточном количестве?
– Именно сейчас в эти дни утверждается концепция развития велодвижения в городе. Документ этот предусматривает решение сразу нескольких вопросов – схему строительства велодорожек, парковок и даже обучение велосипедистов Правилам дорожного движения. С одной стороны, велосипед – такой вид транспорта, при управлении которым не лишают прав, а только могут пожурить, и в этом его несомненное преимущество, с другой – велосипедисты должны знать ПДД, их этому надо учить. Принимаемый документ «Концепция развития велодвижения в Омске» предусматривает разъяснительную работу с учениками. В обсуждении концепции участвовали все департаменты мэрии и даже представители Госавтоинспекции.
– А что конкретно изменится в Омске, уже известно? По каким улицам можно будет беспрепятственно гонять на велосипеде?
– Есть предварительная договорённость с директором департамента строительства, что в течение этого года в рамках развития велодвижения в Омске Чкаловский посёлок будет соединён с Ленинградской площадью специальными велодорожками. Кроме того, велосипедисты смогут спокойно ездить от железнодорожного вокзала до городка нефтяников. В конце июня планируется к сдаче велотрек, аналоги которого есть только в Крылатском и Санкт-Петербурге. Наш будет третьим таким объектом в стране. Это – самое значимое. А вообще наша цель – превратить Омск в город велосипедистов, но она, скажем так, отдалённая, она не достигнется сразу и быстро. Нужно как минимум пять лет на решение всех вопросов.
– Конечно, этого не избежать. Когда начинали проводить массовые зарядки, нам поначалу удавалось только бабушек десять собрать (смеётся). – Но смотрите: в Омске работает 12 магазинов, занимающихся продажей велотехники, омичи ежегодно покупают 50 (!) тысяч велосипедов. Это говорит о том, что популярность его растёт. Это экологичный, экономичный, полезный для здоровья вид передвижения по городу. Да что там говорить, в городской администрации почти у каждого чиновника есть велосипед, просто они не афишируют это и не используют его, потому что есть проблема в недостатке мест, где можно было бы беспрепятственно кататься, и в организации дорожного движения. Кроме того, наши земляки внесли огромный вклад в развитие российского велоспорта: Геннадий Комнатов, олимпийский чемпион в командной гонке на 100 километров 1972 года, и Сергей Шелпаков, второй олимпийский чемпион, создавший целую велошколу, – это имена-легенды.
Труба + труба = парковка
– Кстати, про школы. Старшеклассники с удовольствием ездили бы на занятия на велосипедах, но оставить их негде. Как-то эту проблему собираетесь решать? Может быть, у учебных заведений мест нет для парковок?
– Не могу не спросить, как департамент транспорта отреагировал? Сейчас в городе идёт оптимизация муниципального транспорта, уж наверняка ему не до велосипедистов…
– Директор департамента (Олег Осинский. – Ред.) обязательно получит велосипед в подарок. Он специально ездит на автобусах время от времени, чтобы проверить работу транспорта; теперь на велосипеде прокатится, чтобы знал и чувствовал всю боль, которую испытывают люди при движении на велосипеде по омским улицам, чтобы помогал нам. А вообще, я не вижу в деятельности этого чиновника противодействия, напротив, только поддержку и думаю, что мы с ним решим многие вопросы. Когда разрабатывали концепцию о развитии велодвижения, присутствовали представители всех департаментов, и он первый отозвался положительно на нашу инициативу.
– Какие ближайшие соревнования по велоспорту пройдут в Омске? Вы принимаете в них участие?
– Уже послезавтра велосипедистов ждут на традиционных заездах – 1 Мая на площади у академического театра драмы стартуют всероссийские соревнования имени заслуженного мастера спорта, чемпиона Олимпийских игр Геннадия Комнатова. А в День Победы можно будет посостязаться в заезде имени Леонида Живодерова, заслуженного тренера Советского Союза. Я всегда по возможности участвую в соревнованиях, езжу на велосипеде и, если бы мог, делал бы это каждый день, но, не буду обманывать, в рабочие дни получается только на стадионе «Динамо» кататься. А в выходные дни уже выезжаю в город, потому что свободного времени больше.