Если человек идёт в загс, то все думают, что он собрался жениться или разводиться, в крайнем случае – получить свидетельство о рождении ребёнка. На самом деле это всего лишь часть работы сотрудников департамента.
Специалисты подвели итоги работы за прошедшие девять месяцев этого года. Выяснилось, что запросов социально-правового характера от граждан и организаций было исполнено 70 тыс., в то время как актов гражданского состояния было зарегистрировано на 2 тыс. меньше. Половину запросов и обращений направили в отдел объединённого архива.
Древо – по запросу
– На сегодня наш архивный фонд составляет 14 млн записей актов, самые старшие датированы 1926 годом. Это 7 млн первых экземпляров и такое же количество вторых. Основным назначением регистрации актов гражданского состояния является реализация обеспечения гражданами имущественных и неимущественных прав. В последнее время существенно возросло количество обращений. Здесь и справки социального характера, и имущественные дела, и наследственные. Также, помимо юридически значимых действий, к нам обращаются и с просьбой восстановить генеалогическое древо, – рассказывает Ольга Парфёнова, руководитель департамента ЗАГС.
Но не на все запросы будет дан ответ – в этом году сведения получили 97 % обратившихся. Так, например, гражданин может запросить сведения о себе, своих детях или умерших родственниках, в отношении остальных закон требует защищать конфиденциальность личных данных.
Особенно активно специалисты работают над улучшением качества предоставления госуслуг. Речь здесь идёт и о комфорте в том числе, но в большей степени сотрудники департамента делают акцент на правовую основу. То есть увеличивают количество возможностей в получении справок и расширяют их перечень. Так, например, раньше родители не могли повторно получить свидетельство о рождении своего совершеннолетнего ребёнка. Такой был нонсенс в законодательстве. Проблему удалось решить после обращений в федеральные органы и внесения изменений в местные законодательные акты.
Пишите письма
До определённого времени в отделе объединённого архива на миллионный Омск было всего одно окно, сегодня их семь. Самое большое количество запросов поступает по рождению – для них выделено два окна. Существенно повлияло на систему наличие электронной очереди. Кстати, чтобы получить несколько справок, не нужно обращаться за каждой по отдельности. Личное обращение сегодня тоже необязательно – можно обратиться с помощью письма, электронного или почтового. А ответ получить уже в отделе ЗАГС по месту жительства.
Для тех, кто не может отпроситься с работы и получить нужные документы в будний день, тоже есть выход. Понедельник в органах ЗАГС выходной, зато суббота – полноценный рабочий день. В пятницу специалисты работают с запросами юридических лиц, которых, к слову, больше половины от общего числа. К ним относятся МВД, ФСБ, МИД России, судебные органы, органы прокуратуры, отделение Пенсионного фонда, налоговая службы, органы местного самоуправления и т. д. На обработку запросов от юрлиц выделен всего один день, а сроки предоставления ответов сжатые.
Ещё одно из направлений работы – создание полной электронной базы по Омской области. Сегодня она содержит данные начиная с 1985 года. Но её наличие не отменяет обязательного просмотра бумажного документа. Она лишь помогает определить место нужной записи в общем архиве. К тому же не все актовые записи хорошо сохраняются и не имеют ошибок. Поэтому специалисты их исправляют, дополняют сведения: в 1950-х годах, например, не вносились отчество и место рождения.
– Нельзя сейчас сказать, что у нас нет очередей. Они есть, как и в любом госучреждении, но мы ищем способы их сокращения, а также возможности предоставления услуги в комфортных условиях, – отмечает начальник департамента ЗАГС.